Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

06.03.2015 11:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 28.02.2015 г.

СЕСТРИЧКА ШУРОЧКА

    Родилась Александра Пантелеймоновна Эктова 10 октября 1923 года в деревне Марково Режского поселения. После окончания семилетки пошла работать в Монастырское отделение связи Режского сельсовета. Родители девушки — Пантелеймон Давыдовичи Прасковья Абакумовна — были работниками колхоза.

    Но … мирную жизнь прервала война…

 

В девятнадцатилетнем возрасте Шурочка Эктова попала на фронт. В её памяти навсегда остался жаркий летний день 12 июля 1942 года, когда она получила повестку о призыве в Красную армию. Александра вместе с другими вологжанками попала в 113 санитарный отряд.

С родной Вологодчины путь их эшелона лежал под Воронеж. Знойным летом 1942 года 113 молодых девчат приняли здесь боевое крещение. Всего две недели находился медсанбат в лесу, но "пороха понюхать" хватило на всю жизнь. Здесь оказывали помощь раненым бойцам, а таких было много. Некоторых приходилось тут же оперировать, а затем отправлять в тыл.

На хрупкие девичьи плечи выпало тяжёлое испытание. Какую нужно было иметь выдержку и мужество, чтобы побороть в себе минутную слабость и вдруг взявшиеся откуда-то слёзы! А ещё надо было обладать недюжей силой, чтобы вытаскивать с поля боя раненых бойцов, каждый из которых весом был, пожалуй, в два раза больше, чем сама сестричка. Но Шурочка твёрдо верила в свои силы, а эта вера нужна была не только бойцам, но и ей самой. Человек простой крестьянской доброй души, она чужую боль воспринимала как свою. Бинтуя раненого, часто шептала ему: "Потерпи, родной, потерпи немного, вот увидишь — поправишься и погоним фашиста назад". Сколько спасли эти проворные девичьи руки, сейчас и вспомнить трудно.

Бывали и другие минуты — горькие… Об этом Александра Пантелеймоновна вспоминала  со слезами на глазах: "Самое страшное для меня было у стен Сталинграда. В этой битве пришлось участвовать от начала и до конца. Сталинград горел. Станция Дубовка, где был расположен медсанбат, находилась в семи километрах от передовой линии фронта. Нет, не можете себе представить, что там творилось?! Смешалось всё: люди, техника, кони… Множество трупов, и снег от крови красный". Сидишь около смертельно раненого бойца, знаешь, что ему уже ничем не помочь, но всё равно подбираешь ласковые слова, успокаиваешь. Некоторые перед смертью просили песню спеть. И я пела, а на душе-то каково… и только после даёшь волю слезам — горько и больно терять товарищей… проклинали мы эту войну, принесшую столько страданий, разрушившую столько надежд, погубившую столько жизней. Не забыть этого, как не старайся".

В фильмах про войну мы привыкли видеть медсестёр, санитарок в форме и сапожках. Действительность была намного жёстче: лишённые самого необходимого, одетые в форму не по размеру, в тяжёлые мужские сапоги, сестрички нередко выполняли свою работу под обстрелом. Под пулями и осколками снарядов вытаскивали раненых, день и ночь стирали перевязочный материал. Смерть подруг была самым страшным испытанием, не хотелось мириться с потерей людей, за короткий срок ставших родными. Но поддаваться эмоциям было нельзя. Война продолжалась.

От Волги началось наступление пятой гвардейской армии, в состав которой входил и 113 санитарный отряд. Гнали врага с родной поруганной земли, освобождали страны Европы от фашизма.

Девятого мая 1945 года пятая гвардейская армия вошла в столицу Чехословакии — Прагу. Александра Пантелеймоновна помнила то ликование, слёзы радости и горечь потерь. Как никогда за годы войны, хотелось теперь попасть домой, на Вологодчину, в милую Режу, с которой долгое время не было весточки от родных. Но знала Александра Пантелеймоновна, что её мечты осуществятся нескоро.

До 5 сентября 1945 года их отряд ждал отправки в Японию. Наконец, 19 сентября этого же года Александра Пантелеймоновна была демобилизована. Добиралась до дома, предвкушая встречу с родными, не зная, что умерла её мать. Радость Победы омрачилась смертью самого дорогого человека. Но девушка не сдалась и продолжала служить Отечеству.

Трудовую послевоенную деятельность Александра начала на почте Режского сельсовета. Здесь в августе 1946  девушка встретила свою судьбу. Её муж, Алексей Ксенофонтьевич Соколов,  прошёл все круги ада в фашистском концлагере. Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, сумел выжить и вернуться на Родину. Супруги Соколовы переехали жить в посёлок Ширега, где образовался Яхреньгский лесопункт. Александра Пантелеймоновна снова пошла работать на почту, а её муж освоил профессию печника, которой остался верен всю жизнь. В 1958 году семья Соколовых переехала в посёлок Мирный. Они начали работать на кирпичном заводе. Затем Александра Пантелеймоновна перешла на работу в ОРС Сямженского леспромхоза, где трудилась до выхода на пенсию в должности продавца. Её общий трудовой стаж — 43 года. Но где бы она не работала, везде одинаково честно и добросовестно выполняла свои обязанности, дарила всем тепло, радость, любовь. В памяти она останется нежной, заботливой, чуткой к родным и близким, ко всем людям.

К печати подготовила

Ирина Макарова.

(При подготовке материала использованы архивные документы, статьи из газеты "Восход").

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

479