Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

24.04.2015 08:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 18.04.2015 г.

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ…

На примере одной только нашей семьи видно, сколько горя, страданий и потерь принесла Великая Отечественная война. Сколько детей, а значит, внуков и правнуков не родилось!  Сколько пар рук перестали пахать,

строить, учить детей, передавать свое мастерство потомкам!  

 

Меняйловы

 

Потомки наши по линии отца, Меняйловы, родом из Запорожской Сечи. Запорожские казаки постоянно защищались от набегов врагов. С юга — крымских татар, с запада — от польских захватчиков. Полякам удалось захватить правобережные земли до реки Днепр. По договору с  поляками запорожцам были навязаны унизительные условия мира. По этому договору воинство Запорожской Сечи должно было иметь ограниченное количество казаков, а остальных надо было распустить. Но запорожцы вступили в переговоры с царём русского государства, и тот взял большое число казаков-запорожцев и разместил их по южной границе, проходящей по реке Дон. На реке Тихая Сосна, притоке Дона, в деревянной крепости, огороженной частоколом, — остроге — был размещён полк казаков во главе с полковником для защиты южных границ от набегов кочевников. Сейчас это город Острогожска в Воронежской области.                                                  

В этом полку двадцать пять лет служили царю и наши предки. В знак благодарности за верную службу всему полку были выделены черноземные плодородные земли на правой стороне Дона, примерно в восьмидесяти километрах от Острогожска, где вскоре выросло село Колыбелка. В нём и поселился со своей семьей казак Пётр Меняйлов, положивший начало нашей родословной. Пётр обладал огромной физической силой, был богатырского телосложения, смел, трудолюбив. За советом к нему обращались многие казаки, все жители села уважали Петра за находчивость и доброту. Его родители, мои дед и бабушка, оба Меняйловы, являлись между собой родственниками, в четвёртом поколении, и что интересно — в их семьях было одинаковое количество детей: пять сыновей и три дочери. Когда началась Великая Отечественная война, все мужчины ушли на фронт. Почти все погибли или вернулись инвалидами. Из дедушкиной семьи: Матвей и Александр погибли под Сталинградом, Сергей и Яков пропали без вести, Иван погиб под Курском. Из бабушкиной семьи: Филипп погиб в Польше, Михаил вернулся живым и здоровым, Дмитрий и Андрей — инвалидами, вернулся и Иван, но тоже инвалидом, без ноги.  В Германии он будучи раненым попал в плен. Немецкие врачи ампутировали ему ногу, а потом его, русского офицера, обменяли на немецкого. Бабушка моего отца, Тихона Сергеевича Меняйлова, Агриппина, во время бомбёжек никогда не пряталась. Сядет на завалинку, смотрит вверх и приговаривает: "Опять "сандали" летят (так она называла немецких бомбардировщиков), они не смеют меня тронуть, ведь пятеро сыновей защищают меня". И, что удивительно, ведь ни один осколок не задел её.   

 

Богдановы

 

В "Книге памяти Сямженского района" есть ещё одна запись под № 85: "Богданов Борис Васильевич (1918- 1941 г.г.)". Фамилию этого человека носит наша семья. Только моя свекровь, Екатерина Ивановна, вышла замуж за него, началась война. В альбоме сохранилась фотография бравого танкиста с надписью на обороте любимой жене: "Жди меня". Но увидеться им так больше и не удалось… "Красноармеец Богданов Борис Васильевич пропал без вести в октябре 1941 г."  — маленький листок — извещение с этими страшными словами, оборвавшими жизнь и будущее двух любящих сердец, бережно хранится в альбоме вместе с фотографией. А ведь он был учителем, как и его жена. Если бы не война…

 

Мальцевы 

             

Хоть и далеко была от фронта деревня Дьяковская, в которой жила другая моя бабушка, Мария Александровна Мальцева, но и на её долю тоже выпало немало горя. Погиб под Ленинградом старший сын, мой дядя. В "Книге памяти Сямженского района" есть запись под № 861: "Мальцев Николай Алфеевич, 1923 года рождения, умер от ран 8.05.1943 г. Похоронен на Преображенском кладбище, 18 траншея, памятник, правая сторона". Муж бабушки тоже воевал, защищал Отчизну от немецко-фашистских захватчиков, а она одна, растила и поднимала на ноги пятерых детей. Вместе с другими женщинами они выполняли всю непосильную работу за мужчин. Однажды в гололед бабушка Мария с сыном Толей возили воду на ферму. Лошадь подскользнулась и упала. Им пришлось вдвоем поднимать её. Оба надорвались и заболели. Семнадцатилетний Толик так и не поправился — умер. А бабушка даже и во время болезни шила тёплые рукавицы бойцам на фронт. После войны её наградили за труд медалью.

Вечная Память всем погибшим, пропавшим без вести и умершим от ран уже в мирное время! Вечная Слава ныне живущим героям "священной" войны!

Евгения БОГДАНОВА,

село Сямжа.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

704