Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

10.02.2016 08:51 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 06.02.2016 г.

СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

На адрес редакции пришло письмо от Натальи Малиновой, жительницы Санкт-Петербурга,

в котором она вместе со своими сестрами рассказала о своём дедушке Александре

Николаевиче Бугринове, проживающем в деревне Шокше Устьрецкого поселения. 

 

"Здравствуйте, уважаемая редакция газеты "Восход! Седьмого февраля наш дорогой и любимый отец, дедушка и прадедушка — Александр Николаевич Бугринов будет отмечать юбилей — 85 лет. И нам, его детям, внукам и правнукам, хотелось бы рассказать о нём на страницах районной газеты — это будет для него прекрасным подарком…. Живёт на просторах земли Вологодской настоящий русский богатырь, сильный духом, спорый делом. Человек, осознанно сделавший смыслом всей своей жизни тяжелый, но благородный сельский труд. Это наш отец, дедушка и прадедушка Александр Николаевич Бугринов — человек большой души и горячего сердца. С утра до вечера он весь в заботах. Сколько выпало этих забот, никто не измерит — всю жизнь без выходных и отпусков. Действительно, мастер с большой буквы, он, кажется, умеет всё: построить дом, баню, сложить печь, отремонтировать любой механизм — он прекрасный тракторист, механик и комбайнёр; может вырастить большой урожай огурцов и помидоров; постричь овец; накосить сена и поставить стога; угостить внучат ароматным медом с личной пасеки, накормить всех вкусными рыжиками, собранными его руками. Дедушка, сам в детстве испытавший сильный голод, всю жизнь пытается накормить и нас, о каждом из нас у него болит душа. Мы до сих пор с большой благодарностью вспоминаем, как в трудные 90-е годы они вместе с бабушкой — Галиной Леонидовной снабжали нас, живущих в городах, картошкой, овощами, мясом. Наши любимые бабушка и дедушка уже более шестидесяти лет идут рука об руку по жизни, перенося вместе все тяготы и перипетии. Несмотря на очень непростую жизнь, они сохранили взаимную любовь, теплоту и нежность, трогательно заботясь и оберегая друг друга. Неоднократно родные братья предлагали ему переехать в город, где жизнь, несомненно, была легче, но дедушка наотрез отказывался поменять деревенскую жизнь на городскую — это был его выбор.

На Руси уже почти перевелись люди такого склада, такой силы духа, воли, характера, физической выносливости, колоссальной энергии и высокого чувства долга, ответственности. Нам всем, вместе взятым, даже не сравниться с ним. Дедушка для каждого из нас — это защита, опора, забота, любовь не напоказ.

Любимый наш человек, ты достойно живёшь, а не проживаешь каждый день, исполняя своё предназначение честным трудом, справедливым сердцем, открытой душой, направляя нас по жизни. Ты лучший для нас, мы равняемся на тебя, ты тот огонь, на который мы слетаемся, как мотыльки, чтобы отогреться душой, набраться сил и почувствовать единство нашей большой семьи. Низкий поклон тебе!"

Прочитав это письмо, наполненное такой искренней любовью, мне захотелось лично познакомиться с Александром Николаевичем. Я побывала у юбиляра в гостях, встретили меня очень радушно, а Александр Николаевич оказался приятным собеседником. Много пришлось пережить ему, не раз судьба испытывала на прочность, даже сегодня вспоминая прошлое, в глазах мужчины блестят слезинки… "В 36-ом году отец уехал на операцию по зрению в Архангельск, а меня оставил за "хозяина", хотя дома были мать и старший брат — всего нас четверо детей, — вспоминает Александр Николаевич.  — Отец оставил немного денег, с которыми я ходил в магазин, в Усть-реку, за четыре километра от Фролихи, где мы жили. Мне тогда было всего пять лет. Хлеба не давали, вместо него — сухари или печенье по 200 граммов на день. А что такое двести граммов на семью! Было очень голодно — мать и старший брат тринадцать дней лежали "трупом". Чтобы спасти их от голодной смерти, я ходил и искал еду: в деревне были три "богатых" дома — председателя, заведующего фермой и швеца. Приду к ним, встану у косяка и молчу, а они знают зачем я пришёл — и кто картошенку даст, кто луковку. А ещё по соседству с нами жила старушка, которая давала мне колоб (жмых из льняного семени), одну ложечку съедал сам, а вторую нёс домой матери и брату. Был у нас в Усть-реке детский дом, где жили дети до шестнадцати лет, и они часто отнимали у деревенских ребятишек еду. Так мне мать сшила небольшой мешочек-кисет, который я за веревочку вешал на шею и прятал на теле, под одеждой — так и спасался от их нападок. Вот так и прокатилось детство". "В школе учились мы только зимой, а летом с мальчишками на лошадях боронили, возили навоз на поля, — продолжил свой рассказ Александр Николаевич. — Да ещё и соревновались друг с другом, кто больше телег с навозом перевезёт. Платили, правда, нам копейки. Получил "высшее образование" (смеётся) и всё — больше учиться не стал. Отец мне и говорит: "Раз так, тогда иди работать". Я стал пахать на лошадях, а сам ещё с трудом до плуга доставал. Зимой возили сено на быках с покосов, что были за десять километров от деревни — уедем затемно и приедем уже темно, да песок для строительства дороги. А знаете, как мы узнали, что кончилась война? Весной 45-го года мы с ребятами убирали с поля щиты снегозащитные. Ехал мимо председатель и кричит нам, чтобы кончали работу, а мы в ответ: "Нет, нас накажут". А он нам: "Война кончилась! Победа!". Мы на великих радостях всё побросали и побежали в деревню, где было всеобщее ликование. С восемнадцати лет пошёл в лес, три зимы отработал на лесозаготовках, особенно тяжело было во вторую — жили в холодном, продуваемом со всех сторон домишке, в щели было видно улицу. Спали не раздеваясь. А чтобы умыться утром, рубили замерзшую воду топором, рубили и хлеб — ножом было не отрезать, так замерзал, да на плите его распаривали, палили. Провизию привозили нам нечасто, только с подвозом сена для лошадей. Весной работал на сплавах, летом — на разных работах в колхозе.

В 1951 году пошёл учиться на тракториста. Зиму отучился, а весной дали мне вместо колёсного гусеничный трактор. Отработал лето, зимой послали в Кадуй на трёхмесячные курсы повышения. А я только женился, жену оставил дома, сам на учёбу. Вернулся, меня поставили бригадиром тракторной бригады. Через год две наши бригады объединили, я стал помощником бригадира, но поработав немного, попросил, чтобы мне дали трактор — тридцать восемь лет отработал на тракторе и на комбайне. Перед выходом на пенсию четыре года работал механиком, да на стройке…". За добросовестный и многолетний труд, отличные производственные показатели, которые всегда были выше установленных норм, Александр Николаевич награждён дипломами, грамотами, благодарностями, которые бережно хранятся дома. Он всегда был в передовиках, в числе лучших. На работе, как говорится, горел с раннего утра до позднего вечера, трудился с полной самоотдачей, к любому делу подходил ответственно.  Он всегда и везде пользовался авторитетом у руководства и коллег, уважением односельчан. К нему нередко обращались за советом и помощью, знали, что на него можно положиться.

Я спросила у Александра Николаевича: "А в чём же секрет вашего долголетия?". "Вся закалка моя в труде, — улыбкой ответил юбиляр.  — Не могу сидеть без работы, мне все время надо было что-то делать. Раньше, до болезни, то в огороде копаешься, то в лес бежишь за грибами, ягодами, то в гараже что-нибудь да делаешь — домой, можно сказать, только что ночевать приходил. И сейчас потихоньку, но всё равно чего-нибудь да делаю. Вот такая у меня натура". 

Мы долго беседовали с Александром Николаевичем, он много рассказал мне интересного, всего и не уместишь на одной газетной странице, вспоминая свой жизненный путь,  и смеялся, и вздыхал с грустью, а иногда в его глазах я замечала слезы — нелегко ему пришлось, особенно в детстве. Жизнь пролетела незаметно и вот уже восемьдесят пять лет. Как признался сам юбиляр, если вернуть время назад, то, конечно, какие-то моменты прожил бы иначе, но в целом он ни о чем не жалеет, ведь судьба подарила ему большую и дружную семью (у супругов Бугриновых трое детей, шесть внуков и пять  правнуков), в которой царит атмосфера любви, взаимопонимания, уважения, и наградила долголетием, огромным трудолюбием и энергичностью, силой духа и жизнелюбием.

К печати подготовила

Валентина БЕЛЯЕВА.

Фото из семейного архива

Бугриновых.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

417