Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

16.03.2020 09:37 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Поклонимся великим тем годам, тем славным командирам и бойцам...»

Надежда Минас: «С огромным уважением и любовью вспоминая своих родителей, я преклоняюсь перед судьбой, выпавшей на долю их поколения».

С огромным уважением и любовью вспоминая своих родителей, я преклоняюсь перед судьбой, выпавшей на долю их поколения.

В июне 1941 года моему отцу Апполону Егоровичу Матренкину исполнилось 16 лет. Три брата его ушли на фронт в начале войны. Двое погибли: Андрей – под Ленинградом, Анатолий – на польской границе. Старший брат Алексей вернулся живым. Мой отец, записавшись на 110-часовые курсы, которые были организованы в поселке Яхреньга, и пройдя военную учебу в Архангельске на артиллериста, получив звание сержанта и командира орудия (45 мм пушки, которую таскали три лошади), был направлен на передовую линию. Это был 2-й Белорусский фронт. Направление –Смоленск, Рославль, Могилев. Весь расчет его состоял из пяти молодых ребят, верных и безупречно относящихся к своим обязанностям. Снаряды были бронебойные, термитные, фугасные и шрапнельные. Про смерть не говорили, надеялись вернуться живыми. Ненависть к фашистам была огромной. Папа получил ранение в руку, потом в плечо.

Однажды во время проверки орудия ночью зимой 1943 года получил тяжелое ранение в голову. Пуля прошла навылет. Далее время остановилось. Тяжелая операция в госпитале под Могилевым в Белоруссии, полгода лечения, инвалидность в 19 лет и возвращение домой в мае 44 года.

Жизнь продолжалась. Папа, вернувшийся с фронта, – молодой парень, гармонист, не поддавался унынию. Работал в клубе, с местной молодежью участвовал в художественной самодеятельности, давали концерты с выездом в отдаленные от центра колхоза деревни. Потом, выучившись в строительном техникуме и получив должность прораба в колхозе, стал работать по специальности.

Маме Вере Ивановне (девичья фамилия Мигачева) в начале войны было 14 лет. Ее отец погиб в результате несчастного случая в лесу, когда она была совсем маленькой. Мать осталась с четырьмя детьми на руках – кроме моей мамы, еще три дочки постарше. Перед войной две старшие сестры (Кристина и Александра) уехали в Ленинград, устроившись там работать. Еще одна сестра (Поля) вышла замуж перед самой войной и, родив сына, проводив своего мужа на фронт, осталась вдовой в 19 лет. Мама, как и все подростки военного времени, работала наравне со взрослыми. Тогда это была работа в лесу.

В самом начале войны ее мама заболела воспалением легких и умерла, оставив свою дочку (мою маму) в 15 лет сиротой. Трудно представить себе, как ей пришлось выживать. Она, работая в лесу, сохранила корову-кормилицу в те голодные годы без чьей-то помощи. После блокады Ленинграда вернула к жизни свою старшую сестру, на время вернувшуюся на родину, отпоив молоком от своей коровушки.

Не обошло деревню и такое испытание, как тиф. Подкосила черная болезнь односельчан. Везти больных в ближайшее медучреждение, лесопункт Крутой Ручей, выпало тем, кто в те дни был посильней и помоложе. Моя мама с подружкой в 16-17 лет, довезя больных на лошадке до реки, соорудив плот, переправляли их по реке до Крутого ручья.

Невозможно все это переложить на бумагу, трудно представить.

В 1947 году как-то весной на сплаве леса мой папа увидел мою маму и влюбился. Жизнь приготовила их друг для друга. Они поженились. Прожили вместе 52 года и умерли в один год. Вечная память нашим родителям! Низко склоняю голову перед вами. Ваша дочь Надежда.

Надежда Минас, деревня Раменье.

Фото из личного архива автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

69