Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прошлое наших храмов…

Вознесенско-Евфимиевская церковь занимает особое место в истории нашего края.

На сямженской земле есть места, которые уникальны в истории развития православия. К таким относится деревня Житьево Ногинского поселения, на территории которой раньше размещались три крупных церкви: храм Николая Мирликийского, Спасская-Сиемская церковь и Вознесенско-Евфимиевская.

Вознесенско-Евфимиевская церковь занимает особое место в истории нашего края. Дело в том, что в теплой церкви «почивают по-спудом» Святые мощи преподобных отцов Евфимия и Харитона – сямженских чудотворцев, основателей этой церкви.

О жизни святых подвижников сохранилось немного сведений. Преподобный Евфимий был уроженцем Вологды, провел много времени в монастырских послушаниях. Но душа его стремилась к отшельнической жизни. Он оставил обитель и перешел на восточный берег Кубенского озера, в пустыньку близ устья реки Кушты. Своими руками построил маленькую келью и жил в полном уединении, окруженный непроходимыми болотами и густым лесом. Здесь подвижника навестил его собрат по монастырю преподобный инок Александр, также оставивший обитель для уединенных подвигов на реке Сянжеме.

Совершенная безлюдность этого места пришлась по сердцу преподобному Александру, и он предложил обменяться кельями. И хотя преподобному Евфимию не хотелось покидать это место, он воспринял просьбу Александра как указание Божие и согласился, оставив свой крест в благословение иноку Александру, впоследствии прославившемуся духовными подвигами. Поселившись на реке Сянжеме в келье преподобного Александра, инок Евфимий продолжал свои подвижнические труды непрестанной молитвы и поста. Но вскоре его уединение было нарушено.

Жители окрестных селений, нуждавшиеся в отеческих советах, устремились к отшельнику. Преподобный Евфимий всех принимал, никому не отказывая в духовной беседе.

Однажды к нему пришел инок Харитон. Юноша, искавший наставника в духовном делании, пришелся по душе преподобному, который предложил ему остаться на Сянжеме для совместного несения подвижнических трудов. Вскоре они решили воздвигнуть храм и при нем основать обитель.

Став игуменом, преподобный Евфимий выполнял самые тяжелые работы по монастырю, служа примером для братии. Вместе со своим верным учеником преподобным Харитоном, старавшимся во всем подражать своему духовному отцу, он работал в огороде, рубил дрова, копал землю, носил воду, с радостью выполняя все то, чего не хотели делать другие.

Точная дата кончины преподобного Евфимия неизвестна; вероятно, это случилось в начале второй половины XV века, но не позднее 1465 года.

Предчувствуя завершение земной жизни, преподобный Евфимий передал управление монастырем преподобному Харитону. Более 40 лет игуменствовал преподобный Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме, продолжал труды своего наставника, старался во всем ему подражать.

История Вознесенско-Евфимиевского монастыря, увы, не сохранила для нас других монашеских имен, кроме имен основателей монастыря – преподобного Евфимия и преподобного Харитона Сянжемских. А мы теперь не знаем даже точного числа подвижников той обители, ведь монастырские документы того времени не сохранились. Жизнь монастыря осталась невидимой для остального мира.

В 1764 году обитель попала под указ Императрицы Екатерины Великой «О секуляризации церковных и монастырских земель», и земли Вознесенско-Евфимиевского монастыря были конфискованы государством.

После закрытия обитель стала существовать как православный приход. Летний храм в честь Вознесения Христова был расписан фресками о Земной Жизни Христа. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XIX веке значились при церкви две школы – грамоты и земская.

Еще была часовня в ста метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. После революции часовня была сожжена, источник зарос осокой и перестал существовать. Послереволюционная судьба Евфимиевского прихода оказалась недолгой.

Последний настоятель храма протоиерей Николай Грачев, просидевший год в тюрьме и подвергавшийся постоянным допросам и обыскам, умер от язвы в 1936 году. Храм закрыли на ключ. Через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. Колокольню сломали на кирпичи, кирпичи увезли на стройку в Сямжу.

Подготовила Елена СЕКУШИНА.

Фото из сети Интернет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

64