Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

11.07.2022 13:14 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Все идет от души

Нина Пазгалаева: «И рассказы, и стихи, в основном, у меня о деревне и о любви. Это и есть смысл моей жизни и моего одиночества».

Шестнадцатого июня свой 85-летний юбилей отметила сямженка Нина Пазгалаева. Нина Александровна хорошо знакома нашим читателям, ведь раньше она писала рассказы о людях труда, а ее стихи мы регулярно публикуем на страницах газеты. Нина Александровна выпустила уже шесть сборников стихов, а среди земляков много поклонников ее творчества.

Юбиляр родилась в 1937 году в деревне Выдриха бывшего Вальгского сельсовета, который позднее вошел в состав Раменского сельсовета. Когда началась Великая Отечественная война, Нине Пазгалаевой было всего четыре года. В семье воспитывалось еще пятеро детей, к сожалению, двое умерли во время той страшной войны.

«Я была еще маленькая, поэтому о начале войны помню смутно, да сразу и не поняла, что наступило страшное время. Из рассказов сестры и мамы помню, когда провожали на войну отца, это было второго июля, он взял меня на колени и спросил: «Нина, когда тятька придет домой с войны?» Я тут же отвечала: «Как буду воду черпать сама ковшом, вот тогда и придет». Хорошо помню, как наутро запрягли лошадь, положили на повозку сшитые из холста мешки. Нас, детей, село много, и народу собралось тьма-тьмущая. Кто-то провожал до часовни, кто-то шел четыре километра до дальнего отвода. Вот уж тут было расставание. Сколько слез, крику, прощаний... Когда отец взял меня на руки, я кричала: «Пойдем домой, ой, пойдем домой!» Детский плач слился в одну мелодию со слезами и криками других»,вспоминает Нина Александровна.

«В деревне в то время было голодно. На завтрак ставили большой чугун картошки. Ели с солью, толченым чесноком и солеными грибами. Огурцов и капусты тогда еще не сажали. Вдали стояла большая кадка (ушат) с водой и большим медным ковшом. Я часто просила пить, надоедала и получала очередной шлепок. К завтраку на столе стоял большой самовар и разная заваренная собранная травка. С соснового бора носили белый мох, сушили, толкли, и получалась мука с клеверной добавкой, которая была дефицитом, ведь с клеверов гоняли (приносили когда-то крадучи, где-то попадал вблизи дорог). В возрасте четырех лет нас оставляли дома присматривать за братом – младенцем (он родился в 1941 году): качала его в качульне, кормила топленым молоком из коровьей роговушки, а вот брать на руки не разрешалось, чтобы не уронила. Летом я получала задание – по пять-шесть рулонов натканного серого холста вынести у дома на луг, расстелить, придавив по краям камушками, чтобы не задувало. Вечером до прихода скота с пастбища собрать снова холст в рулон и убрать. Несмотря на все трудности, мне удавалось поиграть с детворой тряпичными «кумками» (куклами). Летом из глины пекли пирожки, играли глиняными и стеклянными обломками от битой посуды, но не бросали, после каждой игры складывали в один угол. Зимой было желание покататься на самодельных лыжах, но плохо было с обувью. Старшие сестры изо льна выкладывали и вышивали стельки, подшивали валенки, но это было ненадолго. Поэтому часто сидели на печках»,продолжает рассказ юбиляр.

Героиня нашего очерка хорошо запомнила тот день, когда закончилась война. «Люди готовились к посевной, собирали последние запасы зерна, чтобы не пустовало поле. И вдруг с сельсовета на лошади едет ездовой и кричит на весь голос: «Война, война кончилась! Победа! Ура!» Все сбежались с поля, фермы, кто откуда. Плачь, слезы радости, крики, объятия. Мы детишки, становились и долго не могли понять, в чем дело. Было большое гуляние с песнями, плясками, но не без слез, потому что уже много было солдатских вдов и детей сирот»,вспоминает Нина Александровна.

Отец нашей героини Александр Федорович, как только началась коллективизация, был назначен председателем колхоза. Он был участником Финской войны, прошел дорогами Великой Отечественной все четыре года. Мать – простая крестьянка до самой смерти была предана колхозу.

«Я в восемь лет пошла в школу, окончила семь классов. В пятнадцать начала свою трудовую деятельность, ведь время было тяжелое, и приходилось рано заботиться о себе»,говорит именинница.

Семьи тогда были большие – по шесть-восемь и более детей. В колхозе работа кипела, шло становление народного хозяйства. В сельсовете, где проживала героиня публикации, тогда именуемом Вальгским, было четыре колхоза, а позднее, после объединений, осталась только одна бригада. Деревня была поставлена на выживание. Молодежь покидала место жительства из-за невыносимых налогов и нелегких условий жизни. Сельсовет объединили с Раменским. Отца Нины перевели в районный центр – в Сямжу, он работал секретарем партийной организации колхоза, затем председателем Бельтяевского сельсовета, директором маслозавода, заведующим хлебопекарней. Умер Александр Федорович на 68 году жизни, сказались военные тяготы.

В 1958 году Нина Александровна вышла замуж за Александра Пазгалаева. Он тоже воспитывался в крестьянской семье, где было четверо детей. Супруги прожили в браке сорок восемь лет. Вместе построили дом, посадили не одно дерево и вырастили троих сыновей.

Нина Александровна участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Свыше двадцати пяти лет была селькором районной газеты «Восход», восемнадцать лет избиралась депутатом и старостой сельского совета. Но в 2006 году в дом Пазгалаевых постучалась беда: сначала из жизни ушел супруг, а потом – младший сын. Наша героиня тяжело переживала утрату, но жизнь продолжалась... В апреле 2010 года ее избрали председателем первичной ветеранской организации при сельском поселении Сямженское.

Любимым увлечением Нины Александровны было и остается сочинение стихов, которые идут из глубины души.

«Во времена моей молодости и потом главными моими воспоминаниями были: голодное босоногое детство, солдатские вдовы, брошенные и вымирающие деревни. Тогда появилось пристрастие – писать стихи, рассказы о малой родине. Теперь деревня эта уже опустела, нет в ней ни одного жителя. Но родина есть родина. А поэтому, вымирающие деревни – это боль моей души, которую я выражаю в своих стихах. Пусть не очень разнообразна тематика моих сочинений, но я предпочитаю говорить о том, что сама чувствую. Предо мной постоянно предстает картина деревни: большое поле, которое обрабатывалось вручную, где женщины жали серпами рожь, пшеницу, ячмень. И та картинка – поле, уставленное суслонами, – до сих пор напоминает военные годы, когда сидели во время отдыха, читали письма с фронта; когда прямо на поле почтальоны приносили похоронки на мужа, сына или брата. Тут же на лоскутных одеялах сидели маленькие грудные дети, за которыми присматривали дети чуть постарше. Это время забыть нельзя. А теперь настало время больших перемен: заброшенные поля зарастают бурьяном, затихает деревня. И рассказы, и стихи, в основном, у меня о деревне и о любви. Это и есть смысл моей жизни и моего одиночества»,поделилась Нина Пазгалаева.

Нина Александровна, коллектив редакции «Восход» от всего сердца поздравляет Вас с юбилеем. Пусть будет добрым мир вокруг, а в сердце живет светлая надежда и радость. Счастья Вам и крепкого здоровья.

К печати подготовила

Екатерина ТИХОМИРОВА.

Фото Ирины МУРАВЬЕВОЙ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33