В животноводческом хозяйстве жизнь кипит даже зимой
Наверняка многие из вас читали в детстве русскую народную сказку о зимовье зверей. Там целая честная компания рогатых и пернатых умудрилась уместиться на период холодов в небольшом домике. Вы спросите, к чему все эти воспоминания? В начале текущей недели мы побывали в гостях у Сабира Зейналова и увидели нечто похожее в его фермерском хозяйстве. Правда, тот пресловутый «домик» в этом случае совсем не маленький.
Первое, что бросилось в глаза – это необъятные просторы, которые «опоясывают» владения Сабира Гаматовича. Здесь белоснежные поля, заканчивающиеся где-то вдали темными «озерами» леса, и местные горы, между которыми на «той» стороне реки прячется небольшая деревушка. Летом, безусловно, тут очень красиво, но и морозные пейзажи завораживаю по-своему.
Природа очаровала, но цель визита, все же, была другая. Хозяин фермы вел нас в главное здание комплекса, где как раз и зимуют животные и птицы. Внутри оказалось довольно комфортно, несмотря на отсутствие системы отопления (есть в углу печурка для нагрева воды и прочих нужд). По словам Сабира Зейналова, даже в тридцатиградусный мороз в помещении держится плюсовая температура. Это обусловлено тем, что все его питомцы находятся под одной крышей и, по сути дела, нагревают воздух теплом собственных тел. Шум-гам, конечно, тут стоит приличный, но это и неудивительно: вот в загоне чинно туда-сюда выхаживает жеребец по кличке Орлик; рядом громогласно мычат коровы и бычки; многочисленные пернатые, перелетая с места на место, издают десятки разных звуков. Такой звериный хор получается. Тут своя жизнь, за которой интересно наблюдать, замечая буквально каждую минуту все новые и новые для себя детали столь шумных будней. «В зависимости от погоды зимовка у нас начинается примерно в конце октября или в начале ноября. А заканчивается с приходом уже настоящей весны – в апреле-мае. Именно тогда животные отправляются на выгул», – рассказывает Сабир Гаматович.
Сейчас в хозяйстве опытного фермера насчитывается 25 голов коз и овец, но тут речь идет лишь о взрослом поголовье, ведь совсем недавно некоторые из них окотились, и общее количество мелкого скота значительно увеличилось. При этом в ближайшее время ожидается очередное пополнение: у некоторых «дам» отчетливо прослеживается беременность на завершающей стадии. Если говорить о крупном рогатом скоте, то тут ситуация в чем-то похожая, разница лишь в том, что коровы еще не отелились, но пополнение ожидается совсем скоро. «Вот стельная корова стоит, вот стельная, вот нетель, которая будет рожать впервые», – показывая одно за другим животное, говорит фермер. Ближе к весне на свет появятся молодые телята и телочки, работы будет непочатый край. Кстати, все 10 голов КРС, которые живут в хозяйстве, черно-пестрой породы.
Отдельная тема для разговора – птицы. Цесарка, индейка, утка, курица – отряды именно этих пернатых беспорядочно снуют по всему помещению, создавая гвалт и, казалось бы, сея хаос в помещении, ведь их здесь насчитывается более 100 голов. Но это не совсем так: у всех крылатых есть свои задачи, которые они добросовестно выполняют. Кто-то, несмотря на визит незнакомцев, продолжал нестись, кому-то во что бы то ни стало требовалось привести в порядок оперение, а кто-то просто демонстрировал себя красивого гостям. Последним особенно отличались, конечно же, цесарки и индюки.
Когда мы подходили к загону для поросят, крупная свинка породы Венгерская мангалица довольно агрессивно отреагировала на появление рядом незнакомых людей. Причину такого поведения не заметить было сложно: несколько совсем маленьких «пятачков», родившихся меньше месяца назад, бегали вокруг мамки, которая, в свою очередь, защищала своих детишек от глазеющих чужаков. И это не единственное недавно опоросившееся животное: еще в двух загонах живут такие же «молодые семьи».
Животноводческое хозяйство Сабира Зейналова, как уже упоминалось выше, вплотную соседствует с густыми лесами, поэтому вопрос о диких зверях в этих местах напрашивался сам собой. «Сейчас вот лиса повадилась ходить, чувствует себя, как дома. Летом я ее видал, а зимой бегает только ночами, поэтому не попадается на глаза. По следам видно, что собаки гоняют плутовку, но в сугробах проваливаются, а лисицу-то снежный покров держит, вот она и успевает убежать. А волков в моем углу нет, тьфу-тьфу-тьфу», – продолжает беседу Сабир Гаматович.
Трудовой день животновода начинается около восьми утра, а заканчивается почти в десять вечера. За это время нужно успеть дважды покормить своих подопечных, убраться за ними, проследить, все ли в порядке у новорожденных и их мам, а состояние готовящихся к отелу, опоросу или ягнению животных проверить наиболее тщательно. Шум и гам на ферме заканчивается после того, как мужчина выключает свет и уходит домой, но покой длится лишь до рассвета, с наступлением которого работа закипает вновь. Работа, которой Сабир Зейналов посвящает всю свою жизнь.
Дмитрий Смирнов.
Фото автора.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.