Фермерский труд не знает сна и отдыха
Крошка, Тотошка, Жданка... Кто из них самый вредный, а кто самый маленький (подсказка — это не Крошка)? Обо всем этом мы узнали, побывав в фермерском хозяйстве жителя деревни Алферовской.
Олег Яблоков родился в Сямженском районе, вырос в городе Шарья Костромской области. Все каникулы мальчишка проводил у бабушки в Алферовской. Он каждый раз с нетерпением ждал, когда закончит четверть, сядет на поезд и через несколько долгих часов окунется в любимую и родную деревенскую атмосферу.
У бабушек всегда было много животинки, выросший в компании хвостатых и рогатых обитателей семейного двора мальчик мечтал стать ветеринаром. Решил поступать в Кадниковский сельскохозяйственный техникум, но, как оказалось, там этой специальности не было. Отступать было уже поздно, поэтому на один год Олег стал механиком, а в следующем перевелся на организатора фермерского хозяйства.
В Алферовской он постоянно живет уже пятнадцать лет, оформил ИП и КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство). Под одной крышей хлева прекрасно уживаются более двадцати коров, телят и бычков, и примерно столько же коз и овец. А еще курицы и пчелы... «У всех еще недавно были отдельные клетки, а коровы вредные все переломали, устроили беспорядок, ворот теперь у клеток нет, сделать пока некогда. Но все знают свои места. Овцы приходят с прогулки и сразу в свою клетку заходят, козы тоже», — рассказывает фермер.
Несколько раз он упомянул, что коровы доставляют больше всего хлопот. Ни нотки жалобы в голосе, говорит о них с улыбкой, как о малых детях, которые могут баловаться, но им все прощается. Они всегда куда-нибудь убегают, становятся зачинщиками хаоса, за такими нужен глаз да глаз. Могут и на трассу выйти — тропы уже натоптаны. А козы и овцы заодно с хулиганами, хоть и не забредают так далеко. Вредные — еще и самые любимые, признается их хозяин.
Самые задиристые среди них — это маленькие рыжие айрширские коровы. «Сама вот такой шпиндель, — Олег показывает рукой высоту чуть больше метра, — а обижает больших. Они знают, что у них рога длинные, и пользуются этим. Остальные побаиваются». Остальные — это ярославские (черные с белой мордой), черно-пестрые голштинизированные (пятнистые) и холмогорские голштинизированные (тоже пятнистые).
Олег Сергеевич всех знает по именам и характеру. Крошка, Жданка, Тотошка — кого здесь только не встретишь. «С выбором кличек бывают разные истории, — улыбается он. — Телят покупаю уже с ними, иногда не нравится, переименовываю. Есть у меня корова Крошка — она очень маленькая родилась, совсем малышка была. А сейчас вымахала большая. А вот другой случай — должна была у меня отелиться корова, я все ждал-ждал... Она, наверное, недели две переходила. Так появилась Жданка. Она сейчас главарь. Бык всегда последним плетется, а она впереди. Первая наедается, потом за остальными стоит наблюдает. Я ей говорю — Жданка, пошли домой. Она идет, и все за ней». А Тотошка — это бычок, который родился очень слабеньким и с кривыми ножками, но уже подрастает, окреп и скоро станет полноценным представителем своей породы.
Кстати, роды Олег принимает сам. И лечит животных тоже — помогают знания, полученные во время учебы, опыт работы зоотехником и консультации с нашими ветеринарами. Доит коров самостоятельно. Благо они не только вредные, но и умные. Стоить позвать — подходят сами. Хозяина признают и слушаются, особенно если прикрикнет. А вот к остальным могут относиться несерьезно. «Маму не слушают. Оставил ее попасти — разделились на два стада, кто куда разбрелись, пришлось бегать собирать», — улыбается фермер. Мама приезжает помогать с хозяйством весной и остается до поздней осени, а иногда — до зимы. На время холодов уезжает в Сокол. Она ответственна за посадки в огороде и заготовки, ведение домашних дел, помогает с сенокосом. Остальная работа лежит на мужских плечах.
А ведь у него есть еще тринадцать пчелиных домиков. Пчеловодство — увлечение со времен учебы в техникуме. Они не отнимают много времени, только когда роятся. Мед сразу расходится к постоянным клиентам, некоторые берут сразу по тридцать литров.
Единственный помощник, кроме мамы, — мотоблок. С его помощью фермер заготавливает сено. Чтобы прокормить такую ораву, заготовить его нужно очень много, приходится даже докупать. Заботиться об этом лучше заранее — зимой ко двору не проехать, придется таскать все на себе. Олег мечтает о тракторе, но пока нет возможности приобрести. «Никаких современных технологий в моем хозяйстве нет, все по старинке, — рассказывает фермер. — Конечно, хочется получить грант, купить трактор, но пока не выходит. Несколько раз я получал деньги с помощью социального контракта, когда был самозанятым, покупал на эти средства коров. Пять и три года назад получал субсидии на возмещение части затрат на приобретение шести коров. Стараюсь следить за разными государственными программами и принимать в них участие. Еще оформляю землю под сенокос и пастбище. В планах на будущее купить штук пять бычков».
Быки в этом дружном разношерстном стаде, как правило, остаются в тени коров. И большинство мужских особей оказались настоящими домоседами. «В прошлом году они на улице гуляли, а в этом не выпускаю. Походили часик, и все. Я им травы накошу, воды поставлю, кормов насыплю — зачем еще куда-то идти. С детства приучены, что у них все в свободном доступе. Два раза их выгонял, думал, что обратно будет не загнать, а они походили-походили, смотрю, вокруг деревни и обратно», — делится Олег Сергеевич. Остальные свежий воздух любят, и чем дольше лето, тем дальше от дома слышно их мычание. Где искать подопечных, хозяин обычно знает. Правда, случается и здесь поволноваться. «В прошлом году одну корову потерял, рыжую, а она никогда не отстает от остального стада, — вспоминает он. — Пошел искать, смотрю — в ивах стоит. Она между деревьев застряла, беременная была, только голова пролезла. Пришлось спасать, деревья пилить».
В прошлом году было проще — со стадом хозяин управлялся с помощью электропастуха, но в январе в доме Олега случился пожар. Все, что там было, а также заготовленные на зиму сено, зерно, корм — все сгорело. Дом не был застрахован. Сейчас мужчина восстанавливает по мере возможности старенькое соседнее жилище. Работы с ним много, и в хозяйстве забот хватает, здесь ни праздников, ни выходных. Это становится образом жизни. А он умудряется иногда даже выбраться в лес за ягодами и грибами. И не жаловаться на судьбу. Удивляет, откуда столько сил. Может быть, причина в постоянном общении с животными?
Анастасия СОКОЛОВА.
Фото автора.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.