Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Неудача на экзамене не стоит юной жизни

Не так давно общественность всколыхнула новость о самоубийстве жителя нашей области. Шестнадцатилетний подросток из Шексны не сдал аттестационный экзамен и совершил суицид. Как сообщают средства массовой информации, перед смертью юноша переписывался с подругой и делился с мыслями о том, что хочет «уйти», потому что за день до этого провалил ОГЭ по русскому языку и не хотел оставаться на второй год. Следственный комитет завел дело о доведении до самоубийства.

И это, к сожалению, далеко не единичный случай. По статистике прошлого года, количество подростков, покончивших жизнь самоубийством из-за экзаменов и проблем, связанных со школой, в нашей стране составило более 40 % от всех детских суицидов. А количество запросов в поисковой системе интернета на тему «Как покончить с собой» достигает нескольких тысяч. Психологи говорят об «эпидемии суицидов» – дети, не выдерживая кошмарного давления, уходят из жизни, оставляя записки «не хочу сдавать ЕГЭ, не хочу жить» или «провалил ЕГЭ, не хочу жить». В один из самых сложных периодов своей жизни подростки оказываются предоставлены сами себе и решают больной вопрос по-юношески радикально.

Поэтому в период таких неудач родителям нужно уделять особое внимание детям, поддерживать их и напоминать, что жизнь на этом не заканчивается, что есть много путей и безвыходных ситуаций не бывает. Нужно проговорить, что это не катастрофа, ведь любой экзамен можно пересдать. Необходимо обязательно поддерживать ребенка, позволить ему пережить здесь и сейчас эти негативные эмоции, поплакать, высказаться. Взрослым – немного пожалеть ребенка, обязательно похвалить его за старания и подготовку. Возможно, ему просто не хватило времени, сил, или он немного переволновался. Нужно вместе анализировать альтернативные варианты дальнейших действий. Самое лучшее решение со стороны взрослых – это сохранять спокойное и доброжелательное расположение духа, не напускное, а искреннее, чтобы, глядя на родителей, и подросток пришел в себя.

Конечно, у всех детей разная психика. Универсального рецепта, как стравиться со стрессом из-за экзаменов, быть не может. Кому-то нужно посидеть дома одному в тишине, другому – уехать куда-то, третьему – поговорить по душам с родителями, четвертому – встретиться и развеяться с друзьями. Зная характер ребенка, нужно дать ему возможность выбрать лучший для него вариант.

Но ответственность за жизни подростков лежит не только на родителях, но и на сформированной системе образования, школе. Если учителя или одноклассники видят, что ребенок, провалившийся на экзамене, впал в отчаяние, находится в аффективном состоянии, то его нельзя оставлять одного. Обязательно надо поддержать. Родителям, учителям и старшим друзьям, знакомым нужно постараться донести, хотя бы и на примере экзамена, что любая проблема в жизни – это не повод отчаиваться, а возможность взять ответственность за свое будущее, собраться, стать лучше, преодолеть трудности и выйти победителем. Важно воспользоваться этой конкретной неудачей для формирования правильного отношения к проигрышу, которых никому не избежать. Ведь недаром в спорте учат не только выигрывать, но и проигрывать. Это крайне ценный навык. Жизнь так устроена: сегодня ты выиграл, завтра проиграл. Это касается абсолютно всех. И такое грамотное, во многом выстраданное умение справляться со своим проигрышем поможет пережить как несданный экзамен, так и еще многие жизненные трудности.

«Дети сейчас у нас, к сожалению, всё чаще и острее испытывают стрессовые ситуации и не в силах справиться с ними, приходят к трагическому исходу. Все мы переживаем перед самим процессом экзамена. Что делать, если ОГЭ или ЕГЭ не получилось сдать на тот балл, который хотелось бы, или вовсе не сдать? Первое, о чем стоит сказать своему ребенку, – жизнь не заканчивается, и даже из самой сложной ситуации можно найти выход.

Очень часто бывает, что родители и учителя сами нагнетают обстановку вокруг сдачи экзаменов, тем самым передавая тревогу детям. Одна из основных задач взрослых – успокоиться самим, перестать тревожиться. Настроение родителей передается их детям. Важно вместе с ребенком проговаривать все переживания и темы, за которые он может тревожиться. Также важно с ребенком обсудить, за какие конкретно предметы он переживает и чем родители ему могут помочь. К примеру, нанять репетитора, спросить консультацию у учителя. Ребенок должен чувствовать себя защищённым. Нужно обязательно интересоваться, слушать и слышать его. Ребенок должен знать, что в любой момент он может обратиться за помощью к родителям, и его не осудят, не начнут критиковать. Он не услышит такие слова: «А где ты был раньше?», «О чем ты думал раньше?», «А я тебе говорила!». Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая, может быть печальной.

Детям нужно создавать комфортные и здоровые условия, чтобы у них не возникало тревожных мыслей. Перед экзаменами, чтобы справиться с волнением, можно научить ребенка приёмам дыхательной гимнастики, различным упражнениям для мелкой моторики», – прокомментировала психолог Сямженской школы Ольга Юдина.

Екатерина ТИХОМИРОВА.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10