Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Если у меня есть ты, значит, есть всё…»

«Это было солнечным мартовским днем – звонок от старшего сына: «Мама, вы стали бабушкой и дедушкой!» У нас с мужем шок (мы думали, еще рано по срокам), я – в слезы (ведь у нас, женщин, радость и горе – все слезы), а муж забегал по дому со словами: «Что делать-то?» Я, успокоившись, говорю ему: «Да радоваться надо, дедушка!». Внучку назвали Таисией – Таей. Я спросила сына: «Почему такое имя – не совсем обычное?» Он ответил: «Так, мама, март на улице – вытаяла же», – таким воспоминанием из жизни поделилась жительница Раменья Нина Соколова. Двадцатого октября супруги Анатолий Николаевич и Нина Фёдоровна отметили очередную годовщину свадьбы, а о своих пяти внуках они могут говорить бесконечно.

Так начиналась история семьи…

В 1975 году, окончив Череповецкий пединститут – ныне ЧГУ, Нина приехала работать в Раменскую школу учителем начальных классов. Здесь и встретила свою судьбу – Анатолия Соколова. «Я приехала в деревню, а Анатолий после школы работал худруком. Он меня часто до дома подвозил на мотоцикле, и мама думала, что он их как педагогов уважает, дак дочку и возит, а оказалось не только в уважении дело-то… Мы дружили с ним четыре года (не очень современно, конечно), два из которых я ждала его из армии, пару раз даже ездила к нему в часть. Он хоть и молодой тогда был (моложе меня на четыре с половиной года), но рассуждал серьезно (по-умному), чем меня и покорил», – поделилась Нина Ф¸доровна.

Ах, эта свадьба!

В 1979 году молодые люди поженились. Только родители о дате свадьбы узнали последними. «Мы смешные такие были, надо бы сначала с ними поговорить, а мы сразу заявление подали. Толя приехал свататься, а отец спрашивает: «Ну, на какой день будем назначать свадьбу?». А мы переглянулись, у нас ведь все уже назначено. Моя семья в Гремячем жила, он – из Раменья. На свадьбе хорошо погуляли, ведь молодежи раньше много было. Сплошные проводы да свадьбы, а потом дети пошли, в каждой семье по три-четыре ребенка было. В общем, расписались мы и стали жить с родителями Толи», – вспоминает наша собеседница.

Вместе в радости и в горе

Нина Фёдоровна развивалась и совершенствовалась в педагогике, Анатолий Николаевич работал в колхозной «химии» на тракторе, затем его назначили председателем сельсовета, и трудовая деятельность стала неразрывно связана с административными работами.

Жизнь молодой семьи шла как у всех: домашние хлопоты сменялись трудовыми буднями, начали появляться дети.

1991 год расколол жизнь семьи пополам – случилась страшная трагедия, о которой больно вспоминать. «Много хороших людей встретилось нам на пути, когда в нашу семью пришло такое горе, за что им спасибо. Главное, мы держались друг друга. Одному Богу известно, как удалось пережить потерю детей», – признаются супруги. Но жизнь не стоит на месте, и Соколовы смогли найти в себе силы двигаться дальше. Сын Сережа подрастал, и в возрасте сорока лет Нина Ф¸доровна снова забеременела. Родился второй сын Саша. Супруги построили дом, в котором живут до сих пор.

«Обоим сыновьям мы дали высшее образование, они живут в Вологде, и все у них, слава Богу, хорошо. Дети создали свои семьи, и стали появляться внуки. Они у нас почти все еще маленькие, наша отдушина», – говорят Соколовы.

Счастье быть дедушкой и бабушкой

У Нины Фёдоровны и Анатолия Николаевича три внучки и два внука.

Старшей Анечке – 19 лет, она пришла в семью вместе с избранницей сына, уже учится в институте права и экономики, Тае – 13, Ване исполнилось 8, Злате – 7 лет и самый маленький внучок Егор еще ходит в детский сад.

«Внуки стали ездить к нам в Раменье, можно сказать, с пеленок, вернее сказать, еще будучи в пеленках. Мы с мужем смеемся, что Таисия у нас «выросла» на печке. Чуть заболеет, дед – на машину и за внучкой. Два дня на русской печи ноги на горячих кирпичах погреет, и ребенок здоров. Все внуки, приезжая зимой, первым делом проверяют, теплая ли печь, и начинается «война» за лучшее место. А мальчишки Ваня и Егор очень любят «батут» – дедушкину кровать. Однажды, соревнуясь, кто выше прыгнет, они сломали ее. Пришлось на помощь звать папу Сашу», – улыбаясь, говорит Нина Ф¸доровна.

Внучки – ее незаменимые помощницы на кухне. «Когда пеку пироги, всегда снимают пробу теста: «Бабушка, вкусно!» После такого вердикта я уверена, что пироги будут хорошие. Они научились лепить «пальчики», «калабашки» (это наша семейная выпечка). Все внуки очень любят мои фирменные сухарики. Перед их приездом полдня стою у плиты, чтобы побаловать чем-нибудь вкусненьким», – делится Нина Фёдоровна.

«Когда внуки были поменьше, у нас существовала традиция – отмечать их дни рождения здесь, в деревне. Праздники проходили очень весело. Часто встречали Новый год все вместе (приезжали обе семьи). Штатным Дедом Морозом всегда был дедушка Толя (наряжался в костюм). Пока внуки верили, что это настоящий Дед Мороз. А последний раз, когда все вместе собирались, Егорка и говорит: «А ведь это дедушка наш!» Оказывается, катаные валенки, которые на сказочном персонаже, он видел на печке. Вот так и раскусил нашего деда. Сейчас все внуки, не исключая и наших, «подсели» на гаджеты. Как решается этот вопрос у нас? С раннего утра (дедушка встает очень рано) он прячет все телефоны в укромное место. Затем объявляет строгое табу до обеда. А я все удивляюсь, чего-то внуки рано есть захотели. После обеда объявляется игра «Холодно-горячо» (все знают ее из детства). Иногда она затягивается на час, а то и больше. Надо видеть лица внуков, когда они находят это «горячее» место (там спрятаны телефоны). Вот оно счастье! Счастье, которое дед разрешил на целый час. Ну а мы (бабушка и дедушка) наконец-то можем заняться хозяйственными делами», – рассказывает Нина Соколова.

На этом счастливые воспоминания супругов не заканчиваются. И, кажется, об этой семье можно написать целую книгу: «Длинными зимними вечерами мы с внуками любим играть в домино. Ходим в походы, сейчас у нас есть хорошая зона отдыха около Горского родника, даже зимой выбираемся. Дедушка делает около дома большую горку из снега, где внуки с удовольствием катаются на ватрушках. Летом, когда жарко, мы ставим бассейн. Вот тогда уж у нас в заулке раздаются крики, визги и плеск воды. Хорошо, что живем на краю деревни. Наши внучки – большие модницы и часто по вечерам устраивают «де-филе» (показ мод). Сейчас главная модель у нас Злата, Тая выросла и уже не участвует в этом «зрелище». У меня много всяких шляпок, туфель на высоком каблуке – в общем, есть во что нарядиться. Каждый «выход» оценивают авторитетные эксперты – мы с дедом.

Внуки у нас все добрые, ласковые, у нас с ними часто бывают обнимашки, целовашки.

Вот так и живем, когда они у нас: шумно, весело, вкусно! Мы очень их любим, радуемся успехам, подбадриваем в моменты огорчений. Стараемся, чтобы они выросли честными, справедливыми, добрыми. А они для нас – как маленькие «моторчики» – не дают останавливаться: стареть, раскисать, заряжают нас своей энергией. Если у меня однажды спросят: «Что такое счастье?» Я сначала процитирую Аркадия Гайдара: «Это каждый понимает по-своему». Лично для меня: «когда маленькая теплая ручка обнимает тебя за шею, и в ухо шепчут: «Бабушка, я тебя люблю!» – это и есть счастье».

Мы из разных миров, но если у меня есть ты, значит, есть всё

Как признаются супруги, они во многом разные, но хорошо дополняют друг друга. «Я больше люблю классическую музыку, а Толя – различные веселые и душевные деревенские песни. В литературе у нас тоже разные предпочтения, но это, наверно, и хорошо, зато нам не бывает скучно вместе. Даже сейчас, спустя годы, кофе в постель и танцы на кухне до сих пор нам не чужды», – признается Нина Фёдоровна.

Анатолий Николаевич вяжет веники для бани из березы, мастерит голики, лопаты. Деревенские всегда обращаются к нему за качественными изделиями. Еще Анатолий Николаевич сам выращивает лук и чеснок. Он считает, что это должен делать мужик в шапке. И, надо признаться, урожай никогда не подводит.

У этой семьи замечательная придомовая территория. Все здесь сделано со вкусом и радует глаз. Никто не уходит от хозяев без угощений, ведь у них целый погреб разносолов и вкусностей.

С выходом на пенсию у супругов Соколовых много свободного времени, которое они проводят весело и с пользой.

«Мы – активисты Раменья. Я отвечаю за музыку, точнее за ее подбор. Еще занимаюсь сочинительством. Мне дают тему, и я придумываю сценарий и костюмы. Также мы (старушки) возобновили занятия гимнастикой два раза в неделю в здании библиотеки. Муж – заядлый грибник. Всю осень не вылезал из леса, даже сделал небольшой «бизнес» – продавал соленые грибы. И грибы его очень любят, иногда ходим вместе, разойдемся в разные места, когда встретимся, оказывается: у меня – два гриба, а у него – полная корзинка. Огороды закончились, у нас начался сезон ходьбы: я предпочитаю скандинавскую ходьбу, а муж идет рядом чисто по-русски (машет руками), – улыбается хозяйка. – У нас с мужем сложные характеры, я бы даже сказала, что несколько противоречивые. Но, несмотря на это, и на страшные жизненные испытания (которые иногда разрушают семьи), мы стараемся смотреть в одном направлении (я где-то читала, что не те супруги счастливы, что смотрят друг на друга, а те, что смотрят в одном направлении). Мы всегда прислушиваемся друг к другу, просим совета, прощаем обиды. У нас очень хорошие сыновья, как муж говорит, «только свистни» – сейчас приедут. Младший как-то высказался: «Мама, мне домой охота так, что зубы ломит». И для нас – это лучшая награда».

Екатерина ТИХОМИРОВА.

Фото из личного архива

семьи СОКОЛОВЫХ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17