Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«От героев былых времен не осталось порой имен…»

В руках – щупы, саперные лопатки, ножи, в головах – мысли о том, что когда-то давно здесь творилась история, пусть и столь трагическая для нашей страны.

Более 200 человек из 12 регионов России с 23 апреля по 8 мая приняли участие в экспедиции «Вороново-2022», организованной Вологодским объединением поисковиков. Волонтеры из разных уголков страны уже в десятый раз отправляются в Ленинградскую область на поиски пропавших без вести бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом году удалось себя испытать в столь масштабном мероприятии и сямженским школьникам.

Идея побывать в экспедиции появилась у ребят прошлым летом во время работы вожатыми в пришкольном лагере, когда к ним в гости приезжали руководитель «Вологодского объединения поисковиков» Ирина Метелкина с супругом Александром. Они рассказали учащимся, что ежегодно весной отправляются в урочище Вороново Кировского района, где в сентябре 1941 года приняла первый бой 286-я стрелковая дивизия, сформированная на Вологодчине, чтобы найти останки солдат и офицеров Красной Армии и похоронить их с воинскими почестями. Школьников заинтересовала история поисковиков, и мысль о том, чтобы побывать на раскопках, плотно засела в головах сямженцев.

Чтобы воплотить задуманное в жизнь, юношам и девушкам вместе с учителями предстояло пройти обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Военная археология. Основы поисковой работы». Так, каждую среду в течение года волонтеры отряда «Вспышка» в режиме онлайн впитывали новые для себя знания, необходимые для будущей экспедиции. Успешно пройдя данный курс, семеро обучающихся (конечно, желающих было больше, но по разным причинам не всем удалось попасть в итоговый список) и два руководителя 23 апреля отправились в Ленинградскую область. Елене Ореховой, Евгению Игнашеву, Дарье Аникиной, Максиму Секутову, Варваре Мигуновой, Арсению Муравьеву, Ивану Малышеву и педагогам Светлане Климовой и Ирине Муравьевой предстояло на 10 дней стать настоящими поисковиками.

Преодолев неблизкую дорогу до урочища Вороново, наша делегация обустроила лагерь вместе с другими участниками предстоящих работ. В местном карьере стоял не один десяток палаток, в которых и предстояло провести довольно прохладные (а порой и по-настоящему морозные) вечера и ночи. «Наше утро традиционно начиналось с завтрака и линейки, на которой для всех присутствующих организаторами ежедневно проводился обязательный инструктаж по технике безопасности при поисковых работах. Это очень важный момент, ведь в земле можно найти не только безобидные, но и довольно опасные предметы. Сразу после утреннего построения начинался путь к тому месту, где предстояло вести поиски нашей команде. За каждым отрядом был закреплен наставник – опытный поисковик, который объяснял все тонкости этого непростого дела»,рассказывает Ирина Юрьевна.

Дорога до «сямженской» точки начала поисков, которой стала 54-я безымянная высота, занимала более 40 минут пешком. Именно здесь в 1941 году шли серьезные бои, которые унесли жизни сотен, тысяч советских солдат. По словам наших ребят, даже просто находиться здесь было как-то по-особенному трепетно. Березовая роща, которой, конечно, не было 81 год назад, пересекается тремя рядами окопов длиной в не один километр. Именно здесь школьники и их руководители и взяли старт своим поисковым работам. В руках – щупы, саперные лопатки, ножи, в головах – мысли о том, что когда-то давно здесь творилась история, пусть и столь трагическая для нашей страны.

Мало кто знает, как проходят настоящие поисковые работы на бывших полях сражений. Выстроившись в ряд, ребята и девушки этими самыми щупами проверяли буквально каждый сантиметр земли, аккуратно втыкая его во влажную почву и пытаясь услышать заветный звук от соприкосновения орудия труда с новой находкой. Как говорили участники экспедиции уже после ее завершения, после нескольких дней поисков они научились определять, во что именно на сей раз воткнулся щуп. Хотя на первых порах не могли отличить проволоку от ветки или (как бы это страшно ни звучало) кости.

В стартовый день сямженцев сразу ждал успех, пусть и локальный: землякам удалось найти две косточки, а рядом – часть ложки, которой когда-то пользовался солдат или офицер Красной Армии. Чтобы не повредить возможные новые находки, нужно с помощью ножей медленно и аккуратно разгребать (не копать!) близлежащую территорию. К вечеру руки от кропотливой работы ныли, чувствовалась небольшая усталость, но к утру все это исчезало, и наш отряд поисковиков вновь выдвигался из лагеря на безымянную высоту. Практически каждый день приносил очередные «трофеи»: то кость, то бляшка от ремня, то солдатский сапог. И всякий раз новые эмоции. «В экспедиции мы провели 10 дней, и впечатления, полученные за это время, сложно описать словами. Если говорить лично о себе, то запомнился день, когда мне под щуп попалась кость. Мы сразу стали расширяться вокруг этого места, и в итоге нашли еще несколько костей и личные вещи солдат: бритву, части ремня, рюкзака и подошвы. Эти останки были раскиданы, поэтому раскоп получился довольно большим – примерно 5 на 6 метров»,вспоминает Максим Секутов.

День за днем в любую погоду земляки вели поиски бойцов 286-й стрелковой дивизии. Единственное, о чем они сейчас жалеют, это то, что пришлось уехать за несколько дней до окончания экспедиции и не удалось поучаствовать в захоронении солдат, найденных в урочище Вороново. А некоторые школьники выразили уверенность, что это не последнее их появление в этих местах. Работа, которую проделали наши ребята, вызывает искреннее уважение. И плоды этой работы вы теперь можете увидеть в Сямженском краеведческом музее, куда волонтеры отдали часть находок, среди которых каска, кружка, котелок, ложка, когда-то принадлежавшие советским солдатам. Лично мне удалось подержать в руках обычную эмалированную кружку, найденную сямженцами на 54-й безымянной высоте. Только вот слово «обычная» здесь не совсем уместно: в нескольких местах на ней имеются отверстия от пуль. Когда прикасаешься к таким предметам, в груди все сжимается от мыслей, что этот столовый прибор в 1941-м также держал красноармеец и, возможно, с таким же именем, как у меня. Простой советский юноша, парень, мужчина. Простой советский солдат, благодаря которому мы все сейчас живы.

Дмитрий Смирнов.

Фото Ирины Муравьевой и из архива

краеведческого музея.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8