Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Годы за плечами – не повод для печали

- Юбилей будете отмечать? — Обязательно. Всех позову. Дочь недавно звонила, сказал, чтобы в субботу приезжали, а в воскресенье с утра пораньше праздновать начнем. Они меня не забывают.

В жизни жителя деревни Ногинской Николая Игнашева приближается торжественная дата. Десятого декабря он готовится отметить 85-летний юбилей. Накануне такого события Николай Николаевич охотно принял в своем доме и нас.

Но начать разговор активно мешал кот – пушистый зеленоглазый красавец. «Это Мурзик. Ему только баловать. Как начнет прыгать везде – не остановить. Бывает, разбалуется, дак я его на улицу высылаю, чтобы остыл. Все обои вон оборвал», – не обижаясь на питомца, указал в сторону стены Николай Николаевич. Сейчас мужчина живет с этим озорником вдвоем, а тот не дает ему унывать. К сожалению, супруга Нина Ивановна, с которой мужчина прожил душа в душу шестьдесят лет, не так давно ушла из жизни. Несмотря на такую тяжелую утрату, Николай Николаевич держится молодцом: шутит и на жизнь абсолютно не жалуется…

Его детство прошло в Режской стороне, в деревне Копылово. Мальчик рос в крестьянской семье. У Коли было два брата и сестра. На вопрос, что больше всего запомнилось из того времени, мужчина, не задумываясь, ответил: «Когда кончилась война, мне было шесть с половиной годов, хорошо запомнил тот день. Мой брат 33-го года рождения ходил в школу. Пришел и говорит: «Кончилась война!» Им там объявили эту радостную новость и отпустили по домам. Отец у нас тоже на войне был. Мать работала в поле на посевной 9 мая. Брат туда побежал сообщить, и я за ним. Люди в деревне кто ревел, кто радовался. Много ведь извещений пришло, что погибли мужики-то. Многие из солдат не вернулись, а кто и вернулся – без руки, без ноги, а некоторые недолго пожили, и умирали – все простуженные были, больные. Четыре года все-таки воевали».

Коля окончил семь классов школы, потом сразу приступил к работе в колхозе. «Я хотел на фабрично-заводское обучение поступить, но отец не отпустил, сказал работать в деревне и помогать семье», – говорит мужчина. По его словам, послевоенные годы были ничуть не лучше, а даже тяжелее военных: «Всю траву ведь приели после войны. Всех зажали налогами. Молока триста девятнадцать литров выдай, мяса – пятьдесят килограмм, яйца – тридцать штук, самообложение, налог – это все было обязательным. Мясо-то держать не каждый мог, а давай – и все. Вот и получается, держали скотину, а самим есть нечего. Много тогда людей умирало от голода».

В колхозе Коле дали лошадь. Зимой он возил сено и дрова. Осенью участвовал в уборке урожая, возил с поля лен. Так юноша трудился до армии.

Армейскую службу молодой человек проходил в городе Балтийске Калининградской области. О ней мужчина вспоминает довольно эмоционально. «Это был октябрь 1957 года. У нас ведь линии фронта здесь не было, и телевизора раньше не было, только из кино картинку какую увидишь, а тут я воочию наблюдал послевоенную разруху. Как разбито-то там все было. Не восстанавливали тот район вообще. Калининград начали по-новому строить вдоль Рижского залива. Помню, такие дома из красного кирпича темные, добротные стояли. Сейчас таких и не строят, наверно. На стенах березы уже небольшие росли, мы проезжали, а там – свет в окошках – еще люди жили, а все проломлено ведь: от крыши до подвалов. Вот, как бомбили. Сейчас, когда показывают по телевизору войну, я сразу вспоминаю разбитый Калининград. То, что я там видел. То, что натворила война», – вздыхает Николай Николаевич. – Но мы недолго там были, вскоре отправили в Балтийск. Там я полтора года служил в береговой охране. Мне нравился местный климат, и вообще нравилось служить. Все около морей находился. Службу я закончил в городе Североморск Мурманской области. За эти годы обрел друзей. Познакомился с пареньком из Воронежской области. Мы с ним позже переписывались. Однажды он написал мне письмо, что собирается переезжать на Украину, на этом наша связь оборвалась».

После армии возмужавший юноша вернулся в родную деревню. Устроился в контору связи, где трудился семь лет участковым монтером.

«ЭТУСа тогда еще не было. Электросвязь располагалась на почте. Сплошные командировки. Мы проводили свет и связь, тянули линии. Помню, от Сидорова до Коробицыно делали линию и радио устанавливали. Работы было много. В Ратино первый свет я дал. В 1970 году купили дизельную электростанцию, и я на ней работал. Люди обрадовались такому событию. Раньше ведь жили с керосиновой лампой, представляете себе, а на ферме женщины с фонарями ходили. Так вот мы давали свет только утром и вечером, как стемнеет – с четырех вечера и до двенадцати. Потом перерыв, а ранним утром опять станцию заводил, пока не рассветет часов до девяти», – вспоминает Николай Николаевич.

Будущую супругу Нину Ивановну он повстречал на почте, где она работала. Свадьбу молодые сыграли в 1962 году. Жить стали на родине жены, в деревне Юковская. Спустя год после женитьбы в семье Игнашевых появился первенец – Михаил. Шли годы, командировки стали выматывать, и Николай Николаевич решил подзаработать на Севере. Написал письмо родственникам в Воркуту и вскоре отправился в те далекие снежные края работать на шахте.

«Я туда приехал в 1968 году, деньги зарабатывали хорошие. Со всей страны мужики ехали именно из-за высоких зароботков, а сейчас там шахты позакрывались, всего пять осталось, вроде. А в то время было девятнадцать шахт, и все работали. Я жил в поселке Северный. Мне дали небольшую комнату. Печку приходилось топить углем. В шахту спускались на триста метров в глубину. Организм, конечно, ощущал все это. У меня все время, пока не привык, болела голова. Под землей кислорода мало, поэтому – так. Климат там суровый. Зимой – полярная ночь, и все время темно, частые метели, зато летом солнышко не заходит, находится на горизонте по сопкам, красиво. Но привычку нужно к таким условиям. Я там полгода всего работал, пока хозяйка не приехала в гости с маленьким сынишкой. До этого у нас в планах было переехать туда всей семьей, но Нине там не понравилось. Поехали, говорит, давай домой», – признается Николай Николаевич.

После возвращения он устроился в колхоз бригадиром. Вскоре в семье родился второй сын Николай, а через год и долгожданная дочка Верочка. В деревне жизнь стала меняться не в лучшую сторону. Сначала закрыли Ратинскую школу, а потом и медпункт, дорог тоже не было – с трудом проезжал трактор. Люди старались выехать из деревни, и Игнашевы тоже решили переехать, ведь детей нужно воспитывать и поднимать. В 1975 году дружная семья перебралась в Волховскую, поближе к районному центру, а потом и в Ногинскую.

Супруги трудились в колхозе «Дружба», дома держали личное хозяйство, воспитывали детей. Николай Николаевич много лет работал в животноводческом комплексе на откорме скота. «Нравилось мне там работать, и заработок хороший. Помню, если добро поработаем, то в конце года двадцать копеек платили за заработанный рубль. Это приличные деньги», – говорит мужчина. Его общий трудовой стаж составляет пятьдесят лет. За годы добросовестной работы Николай Николаевич накопил немало грамот и благодарственных писем.

«Сейчас жить-то можно, не живали ведь так, а есть те, кто жалуется еще. Теперь в магазинах все есть. А раньше и деньги вроде имелись, а ничего не купишь, в магазинах пусто. Надо было детей в школу отправлять, а не во что и одеть… Дак хозяйка не один раз в Дмитров к родственникам ездила, чтобы одежду ребятам купить. А теперь чего только нет. Уж не на что жаловаться», – продолжает пенсионер.

По хозяйству Николаю Николаевичу сегодня помогает старший сын Михаил с семьей. С родными мужчина созванивается по телефону, интересуется, как у кого дела, ведь у него пять внуков и восемь правнуков. Семья большая и заботливая. Часто бывают у дедушки в гостях. Оба сына живут в Сямже, а дочка – в Вологде. Николай Николаевич благодарен близким за заботу и внимание. «Они все теперь делают для меня. Огород есть, но я не участвую уже в этом деле. Посадят, наростят, выкопают. Только ешь, дедко», – смеясь, дополняет мужчина. Он любит гулять на свежем воздухе возле дома и читать газеты. «Восход» тоже всегда читаю», – улыбается Николай Николаевич.

Вот и сегодня, получив очередной номер районки, он увидит себя на страницах газеты и, надеемся, также мило улыбнется, даря в такой прекрасный юбилей свою доброту и неиссякаемый оптимизм окружающим.

Екатерина Тихомирова.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17