Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«На плечо опереться родное и держаться за руку твою»

На Вологодчине стартует ежегодный конкурс «Семейный лад», в котором принимают участие семьи, бережно хранящие свои традиции, любящие малую родину, заботящиеся о детях, внуках и старшем поколении. В этом году номинацию «Золотая семья» представляют супруги Ириней Анатольевич и Надежда Владимировна Игнашевы из деревни Гридино. Самое время познакомить читателей с этой замечательной и уважаемой парой.

В морозном марте далекого 1977 года молодая и ответственная работница Режского клуба Надя Старикова и улыбчивый парень из местного этуса Ириней Игнашев узаконили свои отношения. Свадьбу отыграли на совесть, настоящую, деревенскую, все было как положено – выкуп, УАЗ, украшенный шарами и куклой, на невесте – модное платье, на лицах гостей – счастливые улыбки.

Первый день прошел с песнями, плясками и традиционными конкурсами в летней избе невесты, а второй – в доме жениха. В нем молодожены продолжили свою семейную жизнь, живут и сейчас. Многие фильмы о любви заканчиваются свадьбой, а за кадром остается самое интересное – целые десятилетия, полные новых впечатлений, чувств, событий. С тех пор прошло уже 47 лет, многое пережито, но они все так же смотрят друг на друга с задорной добротой, как в юности.

Надя родилась в деревне Гридино, ее родительский дом совсем недалеко от нынешнего. В семье было шестеро детей, и девочка с раннего детства привыкала помогать родителям, времени на детские забавы оставалось не так уж много. В начальную школу дети бегали в соседнюю деревню Рассохино, потом в Режскую восьмилетнюю, а в старших классах приходилось добираться подальше. До Двиницкой школы, в которую ходили режские ребята, было восемнадцать километров, осенью и весной сокращали по прямой дороге до девяти. Но все-таки путь неблизкий. Дорога до дома всегда была желаннее, а потому быстрее, чем в школу, – обратно прибегали часа за полтора.

Так пролетели десять лет обучения, встал вопрос о дальнейшем образовании. «После школы никуда поступать не стала, потому что не любила литературу и боялась, – вспоминает Надежда Владимировна. – А математика – это мое. На контрольных решала оба варианта, экзамены сдавала без подготовки. С литературой было не так, в десятом классе надо было читать «Войну и мир». Твердила: «Не буду я ее читать». Прихожу на экзамен по литературе, вытаскиваю билет – там, конечно, «Война и мир». А я ее так и не осилила. Сказала честно, что ничего не знаю. Учитель задала пару вопросов и поставила тройку. Я так счастлива была!»

И вот уже сданы экзамены, получен аттестат... Выпускница пошла работать на пекарню. Трудилась Надя честно, старалась, хлеба выпекали много – на каждое хозяйство тогда брали по двадцать буханок. Но одному покупателю все-таки не угодила – вместо двадцати буханок ему досталось пятнадцать. На девушку написали жалобу, приехали специалисты из администрации, попросили журнал выпечки, но больше никаких нарушений не нашли. Наоборот, хлеба пекли с избытком. Но обида взяла свое – Надя написала заявление на уход.

«Пойду работать в колхоз», – решила она, но судьба распорядилась по-другому. Позвали в сельский клуб, где девушка задержалась на четыре года. Молодежи в то время в деревне было – яблоку негде упасть, и вечером после учебы и работы все бежали, конечно же, в клуб. Сначала включался кинопроектор, крутили фильмы, потом зал освобождали от стульев, и тут же начинались танцы до глубокой ночи.

Именно в клубе и познакомилась Надежда со своим будущим супругом. Ириней старше на девять лет, тоже из многодетной семьи, ходил в ту же школу. «Закончил восемь классов, летом с отцом коров пас, – рассказывает Ириней Анатольевич. – Двадцатого августа мать меня с утра будит, поедешь в город – говорит. А мне неохота ехать. А она – поедешь и все. Я дальше Сямжи никуда не бывал и поезда в жизни не видел. Доехал по пути с односельчанкой до Харовска, она меня на поезд посадила до Питера, а я всю дорогу боялся с места сдвинуться. Но ничего, там встретили, отучился два года на каменщика, потом два года в армии. Служил в Германии, в Лейпциге. Обратно в Петербург вернулся, но в городе мне делать нечего, я деревню люблю».

Так молодой человек оказался снова в родных краях в родительском доме, стал работать в этусе. И в клуб, конечно, заходил частенько. Помогал юной хрупкой девушке справиться с оборудованием: что-то перенести, что-то подремонтировать... Так постепенно завязались их отношения, которые спустя пару лет переросли в законный брак.

Пара переехала в дом жениха, вскоре у них появилась первая дочь Оля. Ребенок требует много внимания, но и работа никуда не делась – по вечерам Надежда все также продолжала задерживаться допоздна, а муж с малышкой ждали дома. После работы привычное всем в то время хозяйство не давало расслабиться – целый двор скота, огород, сенокос, еще и небольшая пасека. Это сейчас из всей живности остались только куры, две кошки и желание не бросать разведение пчелок, а в те далекие времена ни одна семья не представляла свою жизнь без собственной фермы.

Надежда поменяла работу, стала нянечкой в детском саду, оттуда снова ушла в декретный отпуск – родилась вторая девочка Галя. И в этот период она наконец нашла профессию по душе – в местный сельсовет требовался бухгалтер. Следующие шестнадцать лет прошли в окружении цифр, расчетов, отчетов... «Я заочно окончила вологодский техникум на бухгалтера. Поехала на учебу, девчонки еще маленькие. Пришлось Иринею учиться корову доить. Научился. С коровами много историй было у нас. Как-то надо было ехать на совещание в Вологду, а у меня одна должна была отелиться... Утром встаю – корова рожает. Пришлось опаздывать. Второй раз также опоздала на фестиваль в районном Доме культуры», – делится Надежда Владимировна.

«В 96-м году начали образовываться комитеты самоуправления, надо было выбирать главу. В нашей деревне было четыре кандидата, и меня, дурочку, отправили. Хоть голоса разорвешь, говорят, – вспоминает она другую не менее интересную судьбоносную историю. – Я в шутку отвечаю: «А если меня изберут?» Мне в ответ: «Не изберут!» А у меня бывают сны вещие, и за неделю до выборов вижу сон – меня избрали главой, я реву... Испугалась, прихожу в сельскую комиссию, говорю: «Девушки, я забираю заявление». Они, конечно, удивились, уговорили оставить. А в день выборов с нашего участка звонят с поздравлениями! У меня была надежда, что на втором, дальнем, участке за меня точно не проголосуют. И когда позвонили с того участка... Тут я не смогла сдержать слез. Наверное, месяца три ревела, так не хотелось мне на эту должность. В итоге до выхода на пенсию была главой поселения. Работа оказалась интересная, с людьми, параллельно с 2006 года была финансистом, никому больше доверить эту сферу не смогли. С работой справлялась, пока нам не поставили компьютер, а я его вообще не видала. Куда тыкать, что делать? Приходила домой иногда в четыре утра, почти сразу опять на работу. Со временем освоила, стало легче». Надежда Владимировна с компьютером уже давно на «ты». «Сейчас хакер», – шутит про нее супруг.

В 46 лет она снова отправляется на учебу. На этот раз в академию госслужбы. За плечами уже был огромный опыт работы в этой области, но понадобился диплом. Все курсовые писала сама, а к ГОСам подготовиться не успела. В стыде, страхе и панике студентка два дня писала шпаргалки, времени хватило только на половину. На этот раз с билетом повезло больше, чем когда-то в школе с литературой. Из всех попался тот единственный, который она знала от и до. «Боженька помог, видит, что некогда человеку», – смеется Надежда Владимировна.

Десять лет назад она вышла на пенсию, но на протяжении всего этого периода она является старостой деревень Гридино и Рассохино. К старосте жители идут с любыми вопросами и проблемами от написания искового заявления в суд до организации дня деревни.

За годы работы у Надежды Владимировны накопилось столько грамот и благодарностей, что даже не перечислить, зато можно заполнить ими все стены их дома. Но главное для нее не это, а реальная помощь людям.

Дочки давно стали взрослыми, обзавелись своими семьями, живут и работают в Сямже: Ольга – в больнице, Галина – в администрации. Супруги говорят, что девочки всегда были очень разные, но любят их одинаково.

В семье Игнашевых так заведено – все делить поровну. И во всем родные стараются помогать друг другу. Родительская поддержка всегда приходила дочкам в нужные моменты. Когда Ольга уезжала на студенческую сессию, а ее маленькому сыну еще не было и двух месяцев, они по очереди носили, кормили, укладывали спать малыша. Когда нужно было помогать обеим дочкам с переездом, искали варианты, участвовали в ремонте. Того же принципа придерживаются и с внуками, а их у Иринея и Надежды сейчас четверо, и все – мальчишки, точнее, уже вполне взрослые мужчины. Недавно супруги стали счастливыми прадедушкой и прабабушкой. Младшему поколению в их семье всегда есть на кого равняться и на чье плечо опереться, они это прекрасно знают. В этом и есть самая настоящая семейная ценность.

Анастасия СОКОЛОВА.

Фото автора и из личного

архива ИГНАШЕВЫХ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28