Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

На страницах разных эпох…

Завтра, 13 января, в нашей стране отмечается праздник работников печатных изданий, средств массовой информации, журналистов – День российской печати. Ежегодно на страницах газеты мы публикуем материалы, посвященные этому важному для нас дню. Были статьи и о сотрудниках нынешней «районки», и о уважаемых ветеранах, и о людях, которые идут с «Восходом» по жизни. Сегодня будет не совсем обычный разворот – хотим представить вам, дорогие читатели, публикации прошлых лет, способные перенести нас на 20, 30 и даже 50 лет назад. Некоторые написаны корреспондентами редакции, а некоторые – простыми жителями района. Их объединяет лишь то, что все они печатались в первые месяцы года – в январе и феврале. Итак, отправляемся в путешествие в прошлое…

7 февраля 1998 года.

Вот такое кино

Неблагоприятная ситуация в экономике страны больно отразилась не только на основных отраслях, страдает и сфера услуг, какой является кино. Полтора года назад, когда отмечали 100-летие российского кинематографа, задумывались различные программы. Так и остались они на бумаге. А сельским киноустановкам, как приходилось едва сводить концы с концами, так они и до сих пор выживают.

Может быть, население не любит кино? Вовсе нет. Руководитель сектора кино в отделе культуры А.Н. Сахарова утверждает, что зрители фильмов очень ждут. «Итоги прошедшего года, – продолжает Александра Николаевна, – говорят о самом главном: мы не допустили снижения показателей по сравнению с прошлым годом, хотя было работать очень трудно. Устарело оборудование, не хватает средств для ремонта аппаратуры. В некоторых домах культуры не особенно тепло, а в холодное помещение вечером при отсутствии во всех населенных пунктах уличного освещения никто не пойдет. И все же в 1997 году выполнен план по валовому сбору и по количеству зрителей. Работало 14 киноустановок, тогда как два года назад было 20. Уменьшение произошло из-за закрытия клубов».

Судя по показателям, коллектив работников кинообслуживания районного Дома культуры уступил былое первенство гремячинцам. В Гремячем побывало на сеансах в два с лишним раза больше людей, нежели в Сямже. Наверное, жители райцентра предпочитают домашнее кино и видео (каждый человек, включая младенцев, побывал на фильмах в РДК только раз в году). По количеству обслуживаемых далее идет Двиницкая киноустановка, итоги работы которой наравне с Ширегой. Отчего же такие парадоксы? «Во многом, – продолжает А.Н. Сахарова, – результаты работы зависят от отношения к работе, организации рекламы. Более двух десятков лет в Ширеге трудится В. Рюмин. Он – высококвалифицированный специалист и настолько изучил запросы каждого жителя, что и заявки на фильмы составляет исходя из этого. Даже когда работали в неотапливаемом помещении (при переходе в новое здание), зрители все равно были. В Двинице, видимо, такой заинтересованности нет».

Нынешний год объявлен годом юного зрителя. Поэтому намеченную программу киномеханикам помогают выполнять клубные работники, библиотекари, а с нового года и методист киносектора, проводя перед показом фильмов обзоры книг, беседы, викторины, другие мероприятия. Немало запланировано мероприятий для детей на весенние, летние каникулы, в оздоровительных лагерях. Заключительный праздник пройдет в конце августа, где и определяет победителей среди киномехаников на лучшую постановку детской работы. К сожалению, не работают нынче киноклубы, но фильмы по охране природы, правовой тематике, сказки, мультфильмы обязательно демонстрируют.

Поинтересовалась у нескольких жителей: что бы они хотели видеть на киноэкранах района. Взрослые желали смотреть индийские и фильмы деревенской тематики, молодые люди – боевики и про любовь, а дети, конечно, про животных, сказки, отечественные мультфильмы. А если есть зрители – кино будет жить.

Ида Баранова.

28 января 1997 года.

Техника любит уход

В мастерской ТОО «Первое мая» тепло и светло. И каждый занят своим делом. «Сейчас здесь работают кузнец Г.А. Зайкин, сварщик С.П. Игнашев, токарь А.А. Эктов, – рассказывает заведующий мастерской Н.С. Павлов. – Но сюда постоянно заходят и механизаторы: кому-то надо выточить гайку или болт, кому-то сварить деталь к трактору. Без дела сидеть никому не приходится. Тем более, что не за горами весенний сев, другие сельскохозяйственные кампании».

Да, первомайцы делают большой упор на технику и механизмы. И стараются содержать машины в порядке, вовремя их обслуживать и ремонтировать. Например, сейчас все трактора товарищества на ходу. А перед посевной все они пройдут техуход, а если потребуется, то и ремонт.

Почти вся техника находится на территории мастерской. И неплохо была поставлена на осенне-зимнее хранение. Все агрегаты очищены от грязи и вывешаны, а трущиеся детали – смазаны, как того и требуют правила. У зерноуборочных комбайнов закрыты двигатели, стартеры, генераторы и трубы, ослаблены приводные ремни. И приятно посмотреть на площадку, где находятся агрегаты – все они стоят ровными рядами.

В ТОО большое внимание уделяют и подготовке техники к полевым работам. Так, в наличие имеется 13 культиваторов. Более половины их исправны, ремонтом занимались еще осенью. Нет больших проблем и с наладкой остальных. Много исправных борон, к ним не хватает лишь гаек для закрепления зубьев. Из восьми гидравлических плугов ПГП исправны четыре. Правда, тоже не достает к ним отвалов, лемехов и долот, а к сеялкам – сошников, их надо не менее семидесяти.

«Старые запасы запчастей кончились, а приобрести новые сейчас сложно, – объясняет Н.С. Павлов. – В продаже-то они есть, были б деньги, но на все не хватает».

Тем не менее, первомайцы «выкручиваются»: восстанавливают старые запчасти, имея различные станки и оборудование, многое делают сами. Вообще, большинство механизаторов стали более бережливыми, понимая, что сейчас запчасти не валяются, как было раньше и стараются содержать технику на ходу. Ведь выведешь ее из строя – останешься без дела, а это никому не выгодно.

Не в плохом состоянии кормозаготовительная и уборочная техника. Комбайны начали ремонтировать еще осенью, но из-за отсутствия запчастей работу приостановили. А немецкие косилки и подборщики, в основном, исправны, но потребуются запасные косы и сегменты.

«Техника стареет, изношена, – продолжает Н.С. Павлов. – Самый новый комбайн отработал два сезона. Но, думаю, все полевые работы в этом году еще проведем».

Конечно, Н.С. Павлов поскромничал, говоря о состоянии техники. Первомайцы живут лучше, чем кто-то другой в районе. И в трудном финансовом положении они в прошлом году приобрели по лизингу гусеничный трактор и немецкую косилку, ширина жатки которой 5 метров (у старых косилок – 4). А как же иначе. Ведь не обновлять парк – значит заведомо губить производство. А этого делать первомайцы не намерены. Поэтому и выкраивают деньги на технику, экономя на другом.

А. Шаверин.

На снимке: токарь А.А. Эктов за работой.

Фото А. Люскова.

30 января 1997 года.

Если бы доярки...

Сегодня много говорится о том, что жизнь тяжелая, производство останавливается, а сельское хозяйство на грани разрухи. Снижается поголовье скота, падают надои, уменьшается выход телят, зато увеличивается падеж (в основном, молодняка).

Конечно, много факторов, влияющих на кризисное состояние сельского хозяйства. Это и низкие цены на продукцию животноводства (хотя цены на ГСМ увеличиваются регулярно), и устаревшее оборудование, и техника, и неплатежи… Причин много. И можно опустить руки и сваливать всю вину на государство, на руководителей, не делать ничего, чтобы что-то изменить. Но всегда ли мы объективны?

Сейчас мы все в замкнутом круге. Надо платить зарплату работникам, но для этого надо продать продукцию, а чтобы было что продавать, надо ее производить, но чтобы производить что-либо, надо платить. Вот и не можем мы разорвать этот круг. Поэтому многие перестали работать, стали относиться к своему делу «лишь бы галочка была», да еще и денег требуют. Конечно, с такими работниками нам не выжить.

Но есть в каждом хозяйстве работники, которыми можно гордиться. И это не громкие слова, потому что на таких работниках держатся наши хозяйства. Конечно, на фоне невыплат зарплат и пенсий, забастовок и других кризисов мы не часто о них вспоминаем. Но взять, к примеру, коллектив Барановской фермы ТОО «Волна». Здесь работают одни из лучших животноводов в хозяйстве. Это Маргарита Ивановна Житкова, Надежда Ивановна Субботенко (доярки) и Валерий Алексеевич Житков (зав. фермой).

Барановская ферма – лучшая в товариществе. Здесь всегда чистота и порядок. Все, что зависит от работников, они делают добросовестно. Помогают специалистам и четко выполняют их указания. Поэтому и результаты работы этих животноводов одни из лучших даже в районе. Взять такой показатель, как выход телят: в стаде коров у М.И. Житковой в 1995 г. – 113%, в 96 г. – 100, у Н.И. Субботенко – 100 и 95, у В.А. Житкова – 96 и 100, а в среднем по ферме в 1995 г. – 103, в 1996 – 98,3. При этом сохранность телят составляет в 1995 г. 100, а в 1996 г. – 98 процентов, а у М.И. Житковой уже три года не пало ни одного теленка.

И это не удивительно, ведь доярки ухаживают за телятами, как за своими. Летом заготавливают травы, зимой поят их отварами.

Правда, не все зависит от доярок. Бывает, нет на ферме воды, кормов или навоз не выкачивается. Да и других проблем хватает. Мало надаивают молока, но как говорится, молоко у коровы на языке, а кормят коров только, чтобы выжили. Да и телят поят по два месяца одним молоком (а его не учитывают). Но стараются животноводы, своими силами устраняют многие недостатки и делают свою работу с любовью.

А за лучшие результаты предусмотрены премии. Так, доярки фермы уже второй год получают по два теленка. Предусмотрены премии и за увеличение надоев, улучшение качества молока и др.

И очень хочется, чтобы другие работники брали с них пример. А руководство все-таки помнило о передовиках и чаще обращало внимание на них. Ведь даже устная благодарность приятна. И мне кажется, что если в газете будут печататься лучшие результаты по хозяйствам и по каждой доярке в отдельности, то будет на кого ровняться, с кого брать пример. И другой работник скажет себе: «Чем я хуже, ведь все зависит от меня».

А. Житкова. Двиницкий сельсовет.

21 января 1988 года.

Сколько стоит здоровье?

Неотложная поездка в райцентр выпала на конец первой декады января. После необычной оттепели в середине декады внезапно ударил сильный мороз. Утром, в день отъезда, ртутный столбик термометра показывал минус 26.

Испокон веков житель северных деревень на этот счет имел под руками полушубок, меховую шапку-ушанку, валенки, рукавицы-шубенки, а в поездку в лес или за сеном непременно брал с собой тулуп. Сегодня из перечисленных атрибутов пришлось отказаться от тулупа.

Без десяти семь, выхожу к автостоянке. Тихое морозное утро. Из печных труб столбом валил белый дым, на востоке узкой полосой подымалась заря. Кроме телевышкинского фонаря, перекресток дороги, где расположена автостоянка, дополнительно освещала полным диском висевшая над деревней луна. Лицо обдавали волны холодного воздуха.

На автостоянке людей собралось немного. Три девушки, в сапожках, поколачивая каблучками, оживленно «щебетали». Было похоже, что первым уязвимым местом мороз обнаружил у них ноги. Пожилой мужчина, в полупальто с поднятым воротником, в шубных рукавицах, возле ног держал мешок, туго набитый овчинами, – ехал в заготконтору.

Пятым пассажиром внезапно появился молодой человек, мой односельчанин. Батюшки, да ведь он без шапки!

– Ты что, хмель из головы выгоняешь? – спрашиваю я его.

– Какой там хмель, новогодний праздник прошел на «сухую». А я просто так. Мода у нас сейчас такая.

– Так ведь простудишься?

– Ерунда, не первый раз, одолею.

Не богатая шевелюра на его голове уже успела покрыться инеем. Одет он был в узкие, видавшие виды джинсовые в обтяжку брюки, нейлоновую куртку до пояса. На ногах – ботинки на толстой подошве, руки от мороза защищали замшевые перчатки.

Автобус запаздывал. Мой сосед уже сделал несколько кругов по перекрестку, попытка вступить в контакт с девчатами явно не получалась. «Не тревожь нас, едва стоим, ноги отмерзают», – ответили ему. Несколько пробежек сделал в сторону ожидаемого автобуса. «Все еще не идет», – издалека он оповещает ожидающих.

– Шутка ли завезти машину на таком морозе, – утвердительно проговорил один из пассажиров.

Мороз крепчал, во всем чувствовалось, что парень основательно мерзнет. Но вот и автобус подошел. В его салоне обдало теплом. А молодые люди еще долго топали ногами, отогревая их.

В этот день температура воздуха и в дневные часы держалась на утренней отметке. Домой возвращались поздно вечером, на колхозном автобусе. Мой односельчанин и на обратном пути оказался попутчиком. Проскочив вдоль салона с двумя сверстниками-друзьями, расположились на заднем сиденьи. Заметно порозовели у них щеки, оживленно шел разговор, делились новостями. Компания была навеселе. Веселье поддерживалось опорожненными бутылками пива, которые звенели о диск запасного колеса.

Через сутки, по дороге в магазин, встретил мать паренька, поинтересовался: как себя чувствует мой попутчик, однако не простудился, ведь одет-то он был налегке.

– Ой, лучше не говорить, и не вспоминать его поездку: ночь спал мертвецки, а утром не может встать, болит голова, кашель, насморк, чихота. Время идти на работу, сынок, говорю. Плевать я хотел на «твою» работу, отвечает, мне здоровье дороже работы. Нервничает, не иначе как в Сямже «подцепил» эту заразу. Сходил в больницу. Фельдшер установила респираторное заболевание, выписала на три дня больничный лист, постельный режим.

Вряд ли кто может отрицать пользу закаливания молодого организма в разумной форме. А безрассудство обычно приводит вот к таким последствиям. Вот и приходится задаваться вопросом: а не влияет ли теперешняя мода на здоровье людей, ведь коридоры поликлиники забиты людьми не преклонного возраста и очереди к врачам не уменьшаются. Не в этом ли кроется корень зла человеческих недугов?

Фамилию своего героя по личным соображениям я не назвал, с расчетом на то, что, прочитав, он себя узнает.

М. Леденцов. д. Георгиевская.

25 января 1973 года.

Бритье по-сямженски

Что такое «бритье по-сямженски» я узнал, когда потребовались фотокарточки на некоторые документы. Спросите, какое имеет отношение одно к другому, а оказывается есть да и не малое.

Сейчас все станет ясно. Как ни убеждал я фотографа Дьячкова, что брился дома, он наотрез отказался меня фотографировать и предложил сходить в парикмахерскую.

Если признаться честно, то не очень хотелось мне идти в это заведение: слишком наслышан я был о его работе. Поколебался, но иного выбора нет: или брейся, или оставайся без фотокарточек. Дьячков – парень принципиальный, раз сказал, так настоит на своем.

Направился я в парикмахерскую. Подхожу к мужскому залу – замок. Стою в полном замешательстве: вроде и рад, что не надо бриться, а вроде и недоволен, что замок на дверях, – останусь без фотографий.

Тут вышла из дамского зала девушка и моим размышлениям был положен конец. Из разговора выяснилось, что она и есть тот самый мужской мастер, да только ей сейчас не до клиентов, отчет не закончен.

Вид у меня, наверно, в то время был настолько удрученный, что дрогнуло девичье сердце, не удержалась, спросила, не издалека ли я прибыл. Пришлось взять грех на душу, сказать, что нездешний. На вопрос мастера, почему не побрился дома, ответил, что в спешке упустил из виду, а теперь из-за этой самой «петрушки» не фотографируют. Сжалилась, усадила в кресло. Прямо не спрашивает, разговор заводит осторожно, сетует на то, что бритвы тупые, а вижу, что хочется ей узнать, насколько я терпелив, гожусь ли для опыта на выносливость.

Держусь, робости своей не показываю. Только прикоснулась бритвой к щеке – гляжу, кровь потекла ручейком. Вот так тупая бритва! От одного прикосновения кровь льет как из барана, ничего себе!

А ей, видимо, дело привычное: смочила в каком-то растворе ватку, приложила – крови как не бывало. Бреет! И вспомнился мне тогда бабушкин нож, которым она очищала стенки квашни от теста. Нам доставалось за него крепко, если не возвращали на положенное место. А так этот нож ценности большой не представлял, просто требовался каждый день, ну точь-в-точь как эта злосчастная бритва.

Выдали мои муки слезы. Они, должно быть, и заставили мастера взяться за другую бритву. Вторая оказалась не лучше первой. На невнимание мастера не пожалуешься. Не раз справлялась о боли, что доставляют бритвы, да как скажешь утвердительно, что сил нет как больно! Еще, пожалуй, подумает, что придираюсь. Отвечаю как можно спокойней, что ничего, терпимо, вижу, что дело идет к концу.

Теперь уж фотографии обеспечены, Дьячков поверит, что был в парикмахерской, следы бритвы тому в доказательство.

Бытует такое выражение – «как вас обслуживают?». Не буду вдаваться больше в подробности, скажу, что побрили по-сямженски.

И. Добрынин.

Орфография и пунктуация авторов соблюдены.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6