Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

17.08.2020 10:32 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Николай СТРОКОВ: «Я душой и телом на пасеке отдыхаю»

Мужчина спокойно совмещает основную работу и свое хобби и даже утверждает, будто заботы на пасеке помогают ему отвлечься от адвокатских дел.

14 августа Православная церковь отмечает праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В народе он получил название Медовый Спас. Это первый из трех летних Спасов, посвященных Христу: после Медового, отмечаются также Яблочный и Третий Спасы. Считалось, что к этому времени мед в ульях начинает поспевать: его собирали, а затем несли в церковь и уже там освящали. Конечно, не все, следуя традициям, в этот день освещают мед, однако очень многие стараются приобрести баночку-другую сладкого угощения и обязательно отведать его в канун праздника.

Многие в Сямженском районе держат собственную пасеку, и нужно отметить, что пчеловодство – это занятие не из легких. По словам местного пасечника Николая Строкова, к этому трудоемкому делу нужно иметь предрасположение.

Николай Алексеевич родом из города Ярославля, но в настоящее время проживает в Сямженском поселении, в деревне Олеховской. Желание заняться пчеловодством было у него давно, однако характер работы не давал возможности. Всю свою жизнь мужчина проработал в правоохранительных органах. Окончив юридический факультет Ярославского государственного университета, Николай Строков в 1985 году по распределению приехал в Вологодскую область, в город Тотьму, где начал работать следователем и дослужился до начальника следствия Тотемского РОВД. С 1996 года он работал в следственных органах города Череповца, а в 2001 занялся адвокатской деятельностью. В Сямженский район Николай Алексеевич перебрался в 2012 году. «Мать у меня была коренной жительницей Сямжи, причем именно деревни Олеховская, – рассказывает мужчина. – И вот, приехав сюда, я продолжил заниматься адвокатской деятельностью. А пчеловодство – это, так сказать, хобби. Матушка у меня была связана с этим, правда, как потребитель – она всю жизнь на меде жила».

В 2014 году Николай решил основательно заняться пчеловодством и приобрел пасеку у жителя Двиницы Валерьяна Житкова. Мужчина спокойно совмещает основную работу и свое хобби и даже утверждает, будто заботы на пасеке помогают ему отвлечься от адвокатских дел: «Пропуская через себя чужие проблемы, очень устаешь. А вот, бывает, придешь вечерком на пасеку, послушаешь пчел – у них ведь особая музыкальность, каждая пчелосемья в своей тональности звучит – и легче становится. Да и, кроме того, аромат медовый вдыхаешь – трудно описать. Пчелы – это гармония. Я душой и телом на пасеке отдыхаю».

В настоящее время у Николая Строкова девятнадцать пчелосемей, но и это уже подразумевает свои хлопоты и заботы. Ведь задачи пчеловода не ограничиваются исключительно сбором меда. За пчелами нужен большой уход. «Пчеловодство – это огромный труд, – говорит Николай Алексеевич, – и прежде чем этим заняться, нужно десять раз подумать. Во-первых, это ответственное дело, и оно не каждому по силам. Я знаю людей, которые завели пчел, но боятся их. А здесь надо, прежде всего, пчел любить, уделять им много времени. Во-вторых, эти насекомые так же, как и люди, подвержены разным заболеваниям: это и варроатоз, и нозематоз, и восковая моль… Поэтому нужно внимательно следить за развитием пчелосемей. Ведь, например, если царица-матка умирает, то семья сиротеет и впоследствии может погибнуть. В-третьих, не нужно ставить во главу угла получение прибыли. Многие считают, что основной смысл занятия пчеловодством – это деньги. Совсем не так, и я лично перед собой такой задачи не ставлю: для меня, как я уже говорил, важен отдых. Если гнаться за прибылью, никакого толка не выйдет. Ведь пчелы мед заготавливают не для людей, они себе запасы создают. Это мы у них, можно сказать, «излишки конфискуем». А на некоторых пасеках по осени выкачивают мед подчистую, а пчелосемьям ничего не остается, и они обречены на гибель. В среднем семье надо оставлять где-то порядка восемнадцати килограмм меда на зиму. Поэтому, помимо того меда, который я оставляю им в ульях, у меня всегда есть запас на осеннюю или весеннюю подкормки. Некоторые подкармливают пчел и сладким сиропом, и канди, что, конечно же, дешевле, но, я считаю, это только ослабляет пчелосемьи. А на меде они и развиваются лучше, и за качество его я спокоен».

Николай Алексеевич утверждает, что даже сама местность в Олеховской позволяет собирать качественный мед. Пчелам здесь раздолье – растут вековые липы, кругом иван-чай, а обилие медоносов располагает к тому, чтобы насекомые были активны. О широком выборе меда на рынках пчеловод отзывается так: «Пчелу не заставишь лететь только на липу – она со всего мед соберет. Да, есть много разных видов меда: и гречишный, и липовый, и рябиновый… Но чтобы собрать мед с одного медоноса, нужно иметь его целые заросли, гектары».

Не многие разбираются в меде, и для некоторых, особенно для молодых людей, мед представляется, прежде всего, как сладкое угощение, десерт. Однако мед славится, в первую очередь, как лекарственное средство. «Не в его сладости дело. Одна ложка хорошего меда должна греть человека изнутри, – пояснил Николай Алексеевич. – Помимо меда, масса других продуктов пчеловодства существует – это и прополис, и перга, и маточное молочко… Но, скажу честно, я из этих пчелопродуктов собираю только прополис. Он многими лекарственными качествами обладает. Это и противопростудное, и заживляющее средство – перечислять можно долго».

«Каждая пчелосемья – это как отдельное государство, где царит матриархат с маткой во главе. Обязанности внутри семьи четко распределены: есть пчелы, которые растят детву, есть водоносы, охранники, есть те, которые занимаются уборкой жилища. Строгий порядок, – рассказывает пчеловод. – Людям, на самом деле, есть, чему поучиться у пчел – это и трудолюбие, и активность, и высокая работоспособность. Ведь не зря их называют «трудягами».

Пчелы к Николаю Алексеевичу относятся благожелательно. По словам мужчины, на пасеке он спокойно ходит без маски. Однако пчеловод предупреждает, что шутить с этими насекомыми и слишком досаждать им своим пристальным вниманием не стоит. Ведь пчелы могут и ужалить человека. Хотя есть мнения, что пчелиные укусы даже полезны. Например, ужаливание – это один из методов лечения в апитерапии. Апитерапией принято называть совокупность способов лечения, основанных на применении продуктов пчеловодства или же на непосредственном взаимодействии человека с пчелами. Николай Алексеевич поделился с нами своей мечтой о строительстве апидомика – специального строения, которое позволяет человеку находиться будто внутри пчелиной семьи: «Это, можно сказать, сон на ульях. Разумеется, все должно быть сделано надежно и герметично во избежание неприятных ситуаций. Человек должен ощущать вибрацию пчел, слушать их гудение, чувствовать медовый аромат и запах воска. Чтобы лечь вот так, скажем, минут на сорок, отдохнуть и встать с новыми силами».

Это очень красивая и необычная мечта – быть в гармонии с природой. Поэтому мы желаем Николаю Строкову здоровья, плодотворной работы и скорейшего воплощения в жизнь его планов.

Алиса РАШЕВСКАЯ.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

282