Меню
12+

«Восход». Сямженская районная газета. Издается с 1935 года

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наталья БРОВКИНА: «Они у меня шумные, но умные»

Жизнь учителя похожа на постоянный экзамен. Если дети наполнены вдохновением, доверием к педагогу, а неудовлетворительные оценки в их дневниках – редкие гости, значит, все идет как надо – как у Натальи Бровкиной, учителя физики и математики Сямженской школы.

Наталья родилась в Сямже, окончила родную школу, а сейчас работает в ней педагогом. Осознанное желание стать учителем пришло к ней уже во взрослом возрасте, в 11 классе. Папа – лесник, мама – бухгалтер, а дочь вдруг – учитель, к тому же первый в семье. Она выбирала между физкультурой и физикой – предметами, которые вел любимый наставник Иван Семенович Шаверин. И там и там Наташа делала успехи и вообще сочетала в себе качества прилежной ученицы, активистки. Девочка побоялась, что не осилит плавание, первый экзамен при поступлении на физвос, поэтому остановилась на изучении физики.

Поступила в ВГПИ (Вологодский государственный педагогический институт), а окончила ВГПУ (за время учебы институт превратился в университет). Впервые попробовать себя в качестве педагога получилось после третьего курса в лагере «Солнечный», а дальше начались настоящие уроки в вологодской школе. Конечно, были и страх, и волнение. И сейчас, спустя 24 года преподавания, бывает волнительно, особенно после летних каникул. Но с опытом становится проще.

С дипломом учителя физики, математики и информатики в руках Наталья осталась в Вологде еще на три года. «Муж Иван младше меня, и пока он учился в университете, я работала, – вспоминает педагог. – Первое время – очень сложное, вспоминаю с содроганием. Работала и первую, и вторую смену, нагрузка была огромная: приходишь с работы, поужинал и садишься работать дальше, готовиться к урокам. Год привыкала, потом стало немного легче. А затем я ушла в декрет, муж – в армию, и я переехала в Сямжу. Меня попросили выйти преподавать в Житьевскую школу. Сыну был год, договорилась с мамой о помощи. В итоге попала в ту школу на чуть-чуть и осталась там на 16 лет, пока ее не закрыли. Детей было мало, нагрузка маленькая. И последние годы работы там совмещала с Гремячинской школой. Три раза в неделю ездила в Житьево, два раза – в Гремячий».

Дорога до школы превращалась в целую историю. Первое время по району ездил общественный транспорт. На руках у Натальи – маленький ребенок, которого нужно отвезти в детский сад на другой конец села. Садик работал с 7:30 – именно в это время уходил от автовокзала автобус – единственный способ добраться до работы в Житьево. Летом на велосипеде, зимой на санках она везла Егора в детсад, чтобы отдать его в руки понимающих воспитателей, приходивших на работу пораньше ради одного мальчишки и его мамы. До вокзала – больше получаса ходьбы, иногда автобус прощально моргал издалека задними фонарями... Со слезами на глазах Наташа бежала к папе с просьбой найти хоть какую-то машину – пропустить занятия она не могла.

Потом появился школьный автобус, стало немного проще. А дальше – еще проще благодаря долгожданному приобретению собственной машины. Автобусы отменили, и без личного транспорта стало как без рук. Наталья до сих пор очень благодарна маме и мужу за то, что они заставили ее побороть страх и сесть за руль.

Несмотря на некоторое улучшение положения, маленький Егор все также засиживался в садике до последнего: мама работала в двух школах и подрабатывала в полиции. Как девушка все успевала – загадка...

«После закрытия Житьевской школы мне предложили работу в Сямженской, Сергей Николаевич Лашков отдал часть уроков физики, – продолжает Наталья Сергеевна. – Меня звали сюда и раньше, но это было весной. Совесть не позволила бросить ребят в это время. Понятно, что в деревне никто не найдет другого преподавателя. Наверное, если бы школу не закрыли, я бы до сих пор ездила в Житьево. Переходить из одной в другую тяжело, но эта для меня родная, люди родные, поэтому какого-то неудобства я здесь не испытывала, и влиться в коллектив было несложно».

Учителю физики повезло и с педагогическим составом, и с детьми. А может быть, дело в ней самой, в ее отношении к людям, особенно к школьникам. «Я стараюсь вспоминать почаще, что мы тоже были детьми. То есть не смотреть на них со стороны взрослого человека, а принимать их как себя в прошлом. Мы точно так же дурачились, чудили, бегали. Я им больше друг, чем учитель. Я умею с ними договариваться. Стараюсь встать на их место и посмотреть на ситуацию их глазами. Понятно, что все мы разные, но почти всегда можно договориться. Я часто объясняю: «Дело не в том, что вы наделали, а в том, что вы не исправили», – рассуждает учитель физики. Все проб-

лемы она старается решать с ребенком и лишь в самом крайнем случае обращается за помощью к родителям.

На уроках физики и математики у Натальи Бровкиной только самый ленивый становится двоечником. Двойками она «балует» лишь тех, кто не делает совсем ничего. Во времена, когда ответ на любую задачу можно без труда найти в интернете, надо действительно постараться, чтобы сдать тетрадь без выполненного домашнего задания. Учителям приходится с этим мириться. «Пусть лучше списывают, чем не делают вообще. Пока списывают, хоть что-то отложится в голове», – говорит педагог. Для удобства учеников она придумала собственную систему с двумя тетрадями: в одной – теория, в другой – практика. Первая – кладезь знаний со всеми правилами и формулами, у многих она как пропись –чистая, аккуратная. Чтобы освежить в памяти какую-то важную информацию, стоит только заглянуть в нее. Вторая – для домашних заданий и решения задач, в ней можно и почеркать.

Наталья Сергеевна – классный руководитель в восьмом классе. Все вместе они – заядлые любители походов и экскурсий. «Инициатором обычно выступают дети. Они говорят: «Наталья Сергеевна, а давайте сходим в поход!» А я им: «А давайте». Так мы 3-4 раза в год отправляемся в походы, все чаще стали уходить с ночевкой с согласия родителей. Бывают велосипедные походы – на карьер в Олеховской, в «Солнечный». Заодно я как руководитель отряда ЮИД (юных инспекторов движения) повторяю с ними правила дорожного движения. На школьном автобусе мы ездили в Режу, Житьево, Жар – стараемся посмотреть наш округ. Чем старше они становятся, тем дальше ездим. Вологда – это наше любимое. Обязательно ходим в аквапарк. Я все время говорю: «Надо выбрать что-то полезное и что-то – для удовольствия». Из полезного у нас обычно музеи или экскурсии, а из приятного – лазертаг, аквапарк, батуты... В прошлом году мы выбрались в Ярославль, в этом – в Санкт-Петербург. В ближайшее время пора начинать знакомить их с вузами страны. Я сама очень люблю поездки, это нужно и детям, чтобы они выплеснули эмоции. Если они кричат на батутах, в лазертаге – пусть, там положено кричать. Конечно, я их и жизни учу, читаю им занудливые лекции иногда, они слушают. Они у меня шумные, но умные».

Между отдыхом и поездкой с ребятами она всегда выбирает второе. Так проходят каникулы и выходные... «Ничего страшного, будут еще каникулы, отдохну», – обнадеживает себя учитель. И очередной отдых снова проходит в мероприятиях. Кроме поездок и походов, восьмиклассники очень любят совместные чаепития, просмотр фильмов, классные вечера с играми и весельем, занятия творчеством, окна в их классе всегда разрисованы к праздникам.

С таким творческим руководителем любая идея находит воплощение. «Я очень люблю делать что-то своими руками: вязать, плести, шить, собирать пазлы, – признается Наталья Сергеевна. – Своим детям на новогодние праздники сама шила костюмы, даже без выкроек. Как-то захотела сшить Егору на утренник костюм медведя, все продумала, сметала, и ребенок пошел на праздник в готовом наряде».

Егор и младшая Варвара активностью и разносторонностью пошли в маму, вот только склад ума у них больше гуманитарный. Сын когда-то сам записался на бокс и совмещал его с учебой в музыкальной школе, старался участвовать во всевозможных конкурсах с маминой поддержкой. А Варя еще активнее, ей хочется всего и всегда. Помимо внеклассной деятельности, которая доступна в Сямже, она посещает бассейн и обожает конный спорт. Наталья всегда готова поддержать и понять детей.

Недопонимания крайне редко случаются и в классе. У них все устроено просто: если дети счастливы – они говорят об этом. Если они рассердились на что-то – так и признаются. А дальше садятся разбирать ситуацию, которая чаще всего оказывается мухой, раздувшейся до слона. Расходятся обычно друзьями.

Прошлый учебный год запомнился Наталье Бровкиной участием во Всероссийском конкурсе «Учитель года». «Я участвовала не первый раз, пробовала еще в Житьевской школе, тогда мне это далось очень тяжело, поэтому долго не соглашалась снова, – вспоминает Наталья Сергеевна. – После победы в муниципальном этапе предстояла поездка на областной. Вместе со мной все это время была Елена Анатольевна Осокина, во всем поддерживала и помогала готовиться. Неделя выдалась эмоционально напряженная. Помню, что я очень боялась жюри, все-таки это люди с большим опытом, но они оказались вполне благосклонными, я услышала от них очень много теплых слов. (Эти слова до сих пор помогают мне в те минуты, когда самооценка падает, что-то не получается и дети плохо учатся. В этих случаях я ругаю в первую очередь не детей, а себя). Моей целью было попасть в десятку сильнейших. Не хотелось подвести школу, особенно на фоне наших учителей, достойно выступивших на конкурсе в прошлые годы. Когда результаты стали известны, я выдохнула – план-минимум выполнен».

На открытом уроке в рамках конкурса нужно было показать максимум мастерства и заинтересовать детей. На занятие учитель пришла с огромной коробкой, полной гелиевых шариков. Когда она открыла сюрприз, и шары взлетели вверх, счастливые лица детей и членов жюри дали понять, что все было не зря...

Наталья не ожидала, что пройдет дальше, поэтому подготовка к следующему этапу шла вечерами и ночами уже в Вологде. И снова учителя физики ждал успех. В итоге педагог вошла в пятерку лучших. Результат, достойный всяческих похвал.

Участие в конкурсе – постоянная борьба с волнением, бессонные ночи, подготовка к заданиям. Перед строгим жюри впору представить себя школьником, вызванным к доске. Ну а кто сказал, что педагоги не могут быть похожи на школьников и обычных людей? «Современные дети по-другому общаются с учителем, иногда даже позволяют себе лишнего, не боятся, – говорит Наталья. – А когда я училась в школе, мы представляли педагогов возвышенными людьми, боялись их, стеснялись зайти в учительскую. Нам они казались чем-то недосягаемым, были выше нас. Мы представляли их людьми, которым чужды элементарные житейские вещи. А сейчас, когда я сама учитель, я понимаю, что мы с детьми на уровне и мы такие же люди. Мы тоже можем себе что-то позволить человеческое. И хочется сказать всем детям и людям: «Мы такие же люди, как и вы. С такими же потребностями, обязанностями, желаниями».

Анастасия СОКОЛОВА.

Фото из архива

Сямженской школы

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14